Израиль и Морокко:политика реальности

15.03.2012
Морокко
Печать

ИЗРАИЛЬ И МОРОККО: ПОЛИТИКА РЕАЛЬНОСТИ

                                                                                                 А.М.Трайнин, А.К.Лукоянов

        В мировой истории дипломатические отношения всегда были проводником идей создания такого базиса, на основе которого могло бы строиться взаимопонимание между государствами на многие десятилетия вперед. В связи с этим следует отметить высокий уровень профессионализма израильской дипломатии, которой практически всегда удавалось не только решать оперативные вопросы современной мировой политики, но и закладывать фундамент перспектив в решении двусторонних проблем, что становилось своего рода краеугольным камнем новой истории.

Гипотетически можно высказать и такую мысль, что израильская дипломатия способна находить решения в любой самой сложной ситуации, даже с Исламской Республикой Иран.

На этом фоне можно проследить отношения между Израилем и королевством Марокко, свидетельствующие о реальности создания в будущем крепких и надежных перспектив сотрудничества между этими странами.

Дипломатические отношения между Израилем и Марокко были прерваны в октябре 2000 года из-за ухудшения ситуации в Палестине, когда интифада полностью разрушила весь процесс переговоров в данном регионе. Это был естественный шаг арабской страны в качестве проявления солидарности с руководством ООП.

Однако контакты между двумя странами не прерывались. Дело в том, что каждая из стран, имеющая дипломатические отношения с Израилем, выполняет свою конкретную миссию. В случае с Марокко направленность стран Магриба в решении палестинской проблемы имела вполне конкретное содержание: Рабат уже давно пришел к мысли, что уничтожение Израиля нереально и все вопросы сосуществования можно и нужно решать только дипломатическим путем.

В сентябре 2003 года Марокко посетил бывший в то время министром иностранных дел Израиля Сильван Шалом, с которым встретился его коллега Мухаммад Бен Асса. Более того, у Сильвана Шалома была беседа с королем Марокко Мухаммедом VI. Она имела важные стратегические последствия. Во время беседы было отмечено, что хотя отношения между странами зависят от событий в Палестине, Марокко и Израиль имеют собственные интересы и планы конструктивного сотрудничества.

Еще в 60-х годах прошлого столетия бывший тогда королем Марокко Хасан Второй реально подошел к пониманию вопроса с Палестиной. Его выступления в Лиге арабских государств носили конкретный и даже, можно сказать, прагматичный характер. Хасан Второй понял, что уничтожение государства Израиль — вещь совершенно невозможная, и поэтому Марокко стало играть посредническую роль в очень сложных отношениях между Израилем и арабскими странами. Так, в частности, подготовка визита в Израиль в ноябре 1977 года египетского президента Анвара Садата была осуществлена первоначально силами безопасности Марокко.

Как утверждает главный специалист израильского Центра по изучению ближневосточных и африканских проблем Зисенвайн, «король Хасан немало сделал для защиты и поддержки остатков древней еврейской общины Марокко». Уже в 1986 году Хасан Второй принял бывшего в то время премьер-министром Израиля Шимона Переса. Результатом этой встречи стало разрешение гражданам Израиля посещать Марокко, что в контексте израильско-арабских отношений можно рассматривать как шаг более чем смелый и независимый.

Сейчас Марокко очень активно и самостоятельно проводит свою собственную политику по отношению к еврейскому государству. Еще в марте прошлого года поступали сообщения о желании Рабата восстановить дипломатические отношения. Эта тема даже обсуждалась бывшим тогда первым вице-премьером Шимоном Пересом и Мохаммедом Шестым в Мадриде во время саммита «Демократия, терроризм и безопасность». Король Марокко пригласил Ш. Переса официально посетить Рабат, что свидетельствует о постоянных дипломатических усилиях обеих стран.

Следует отметить, что король Марокко является председателем Комиссии по Иерусалиму. Так как проблема Иерусалима — «тема вечная», ее решение гипотетически может означать наступление мира между еврейским государством и Палестинской автономией.

Именно поэтому роль Марокко в использовании своего положения для решения существующих проблем в данном регионе приобретает особое значение.

Уже в середине февраля этого года у Амира Переца, который был кандидатом на пост премьер-министра от партии Авода, состоялась не афишированная встреча в резиденции короля Марокко в Фазе. Как утверждает информагентство Ynet, эта встреча была организована по инициативе монарха. Интересно, что беседа велась на арабском языке. Можно и даже нужно предположить, что речь шла о политике Израиля после ухода из нее Ариэля Шарона. Дело в том, что весь арабский мир не может сейчас точно просчитать на перспективу все действия нового израильского правительства. В беседе также принимал участие один из руководителей еврейской общины Марокко.

Во время беседы с монархом Амир Перец высказал свои соображения относительно той ситуации, которая возникла вследствие победы на демократических выборах в палестинский парламент движения ХАМАС. Естественно, что данная проблема, которую в принципе можно назвать тупиковой, требует своего решения, в противном случае ситуация на Ближнем Востоке будет накаляться со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому Перец выступил с собственной инициативой, направленной на «открытие новых перспектив израильско-арабского диалога». Данная позиция была полностью поддержана королем.

Усилия Марокко, его руководства по решению существующих проблем на Ближнем Востоке являются постоянными и неизменными. Следует напомнить, что в начале ноября прошлого года Израиль посетил советник короля по еврейским вопросам Эндрю Азулай, который был принят президентом Моше Кацавом в его иерусалимской резиденции.

Сам Азулай возглавил делегацию глав еврейских общин Марокко. Любопытная деталь — некоторые влиятельные газеты Марокко часто публикуют интервью с политическими деятелями Израиля, в том числе и с президентом Кацавом. Одно из таких интервью было опубликовано во влиятельной марокканской газете «Л’Экономи». Поэтому специалистам, интересующимся развитием политической жизни Израиля на перспективу, можно посоветовать читать и марокканскую прессу.

Как следствие политики взаимного понимания следует выделить тот факт, что в начале апреля этого года Марокко и Израиль, а также Алжирская Народно-Демократическая Республика приняли совместное решение начать общее патрулирование в Средиземном море с целью предотвращения антитеррористических действий против мирного судоходства. Данная операция имеет название «Активные усилия» и будет координироваться структурами НАТО.

Знаменательно, что у Израиля нет дипломатических отношений с Алжиром. Более того, эта страна была настроена, скажем так, не особенно миролюбиво к еврейскому государству. Но благодаря усилиям израильской дипломатии, ее «шахматным» конфигурациям с тем же Марокко, сегодня на политической карте этого региона наблюдается важное событие: совместные действия вооруженных сил еврейского и арабского государств.

Реальные дипломатические отношения между странами уже дают конкретные плоды: так, в 2004 году израильские туристы в количестве 180 человек посетили город Марракеш. Туристические фирмы Израиля сообщают, что их переговоры с высокопоставленными чиновниками в правительстве Марокко приводят к расширению взаимовыгодных контрактов.

Туристический бизнес служит лишь продолжением наступления израильской экономики на рынки Марокко. Например, Танжер в большинстве своем реализует исключительно израильские товары, на которых стоит логотип еврейского государства: будь то плитка шоколада, купальный костюм или видеокамера. Причем, что интересно, израильские товары в Марокко перекупаются многими торговцами из других арабских стран, которые потом переправляют их в Африку. Как утверждают специалисты, только в 2005 году экспорт израильских товаров в Марокко увеличился почти на 45 процентов. Это очень хороший показатель, отражающий подлинные действия дипломатии с обеих сторон.

Еще в 2001 году израильская делегация министерства сельского хозяйства Израиля посетила Марокко с целью промоделировать перспективу использования сельскохозяйственной и ирригационной техники в этой арабской стране. В том же году марокканская делегация совершила ответный визит в Израиль, во время которого были подписаны контракты не просто о взаимном сотрудничестве, но и о присутствии израильских специалистов в экономике Марокко.

Естественно, что чиновники из Рабата прекрасно понимают, что порой в этом сотрудничестве политические интересы превалируют над экономическими с целью изменить отношение марокканцев и арабского мира (через них) к Израилю.

В любом случае, дипломатические усилия в первую очередь еврейского государства приводят к положительным результатам на перспективу. Сейчас областями сотрудничества между странами являются не только сельское хозяйство и туризм. Планируется сотрудничество в сфере реализации промышленных проектов энергетического уровня, в проведении геологоразведочных работ и, главное, в освоении альтернативных источников энергии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И главный победитель в этой ситуации — дипломатия государства Израиль.

10 мая 2006 года