Ядерные силы Пакистана

15.03.2012
Пакистан
Печать

ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ ПАКИСТАНА

                                                                                                         А.М.Трайнин, А.К.Лукоянов

Наличие ядерных сил у Исламской Республики Пакистан является принципиальным моментом в развитии мировой истории. Это вполне закономерный и естественный шаг для страны, которая при достаточно бедственном жизненном уровне своего населения выдвигает на первый план приоритеты защиты своего национального суверенитета.

Причины такого программного действия кроятся в самой истории возникновения Пакистана, его современном положении на политической карте мира.

Дело в том, что наличие в британской Индии, куда органически входили современные территории Пакистана, Индии и Цейлона, наиболее крупных религиозных общин – индуисткой и мусульманской – должны были рано или поздно привести к такому политическому состоянию, когда каждая бы из них потребовала полной самостоятельности как в государственном управлении, так и тем более представительстве на международной арене.

После восстания 1857 года против англичан, разгромивших повстанцев, самым авторитетным лидером мусульманского населения, тогда ещё единой страны, стал Сайид Ахмад-шах, проповедовавший западные ценности и выступавший за тесные политические и экономические связи с Англией.

Важность Британской Индии для Англии была столь велика и в стратегическом и тем более экономическом плане, что вице-король Индии лорд Керзон сказал: «если мы потеряем Индию, то солнце британской империи закатится». И чтобы предупредить все последствия такого в будущем раздела, уже тогда стала закладываться политика противостояния между религиозными общинами – их война между собой всегда будет отвлекать от внешнеполитических интересов промышленно-развитых стран.

Именно поэтому уже в 1985 году был основан университет, куда принимали только мусульман, а в 1883 году Ахмад-шаху удалось провести в жизнь правило раздельного голосования для мусульман и индусов.

Более того, именно по его наущению в 1887 году мусульмане стали выходить из Индийского Национального Конгресса, который был образован в 1885 году.

После смерти Ахамд-шаха в Дакке в 1906 году была образована Всеиндийская мусульманская лига, которая провозгласила своей целью создание исключительно независимого исламского государства на территории Индии под названием Пакистан, которое переводится как «страна чистых».

Однако на политической сцене британской Индии появился Махатма Ганди, который своей религиозной терпимостью к окружающим сумел стал признанным лидером фактически всех политических сил страны.

Но в тоже время такие личности, как Мухаммад Али Джинна и поэт-философ Мухаммад Икбала, писавший зажигательные проповеди к единоверцам, сумели практически полностью сагитировать мусульман на создание государства Пакистан. Так в конце декабря 1930 года на съезде Мусульманской лиги Икбал высказался категорически о выделении из состава британской Индии в полностью самостоятельное исламское государство. А в марте 1940 года Мусульманская Лига во главе с Джинной провозгласила свою основную цель – создание Пакистана.

Интересный факт – название Пакистан было предложено Чаудхури Рахмат Али, который жил в Англии и учился в Кембридже. То есть во главе государственного новообразования стояли образованные и грамотные люди, которые сумели повести за собой миллионы отсталых и непросвещённых людей. Есть чему поучиться у английской дипломатии, её политикам и системе воспитания.

Чтобы конституционно узаконить независимость мусульман в территориальных регионах Индии, в 1940 году в Лахоре была принята декларация, где говорилось об «ареалах, в которых мусульмане составляют численное большинство. Их следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».

Дальше хронология событий шла следующим образом. 1947 года 15 августа в полночь была провозглашена независимость Индии, но уже 14 августа на политической карте мира появилось государство Пакистан.

И сразу же начались религиозные погромы, массакер, приведшие к миллионным переселениям беженцев. Число погибших по некоторым данным превышало 300 тысяч человек. А в октябре 1947 года начались вооружённые действия между двумя государственными новообразованиями из-за территории Кашмира, три четверти которого составляют мусульмане, но власть принадлежит руководителям индуисткой общины.

До 1 января 1949 года шли кровопролитные бои, данная территориальная и тем более религиозная проблема не была разрешена. Более того, говорить о мирном решении всех споров между Исламской Республикой Пакистан и Соединёнными Штатами Индия не представляется целесообразным. Необходимо именно для политиков анализировать все те последствия, которые в будущем могут возникнуть между двумя странами.

Вот почему реальным использованием ядерного оружия может стать вполне предсказуемый конфликт между Исламской Республикой Пакистан и Соединёнными Штатами Индия.

Вооружённое противостояние между двумя странами будет иметь достаточно длительное продолжение подобно отсутствию всякого мирного договора между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией, Абхазией и Южной Осетией с одной стороны и Грузией с другой. Именно поэтому, «ядерный потенциал и стал главной силой сдерживания и помог установить мир в регионе», - заявил премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз. Далее он утверждает, что «в 2002 году, когда Индия развернула у наших границ миллионную армию, и лишь факт наличия у Пакистана ядерного оружия вынудил индийцев отказаться от планов вторжения».

Война за Кашмир в будущем реальна, как и реальна диверсионная деятельность с обеих сторон, которая происходила, происходит и будет происходить без временных ограничений. Ненависть этих стран друг к другу так велика, что решение всех спорных вопросов мирным путём очень проблематично и именно поэтому на сцену выступает такой жёсткий фактор, как ядерное оружие.

Как отмечают многочисленные эксперты, оценить число и типы ядерного оружия в арсенале Пакистана практически невозможно. Всё окружено большим грифом секретности и подозрительности.

Вообще история создания атомного оружия Пакистаном представляет собой весьма увлекательное по своему действию описание.

Как утверждают некоторые специалисты, премьер-министр Зульфикар Али Бхутто собрал 24 января 1972 года после поражения от Индии в войне за восточные провинции ведущих физиков-ядерщиков.

Как говорит, американский  журналист Тим Вейнер, Пакистан сумел создать такую сеть контрабанды, которая позволила ему воровать и покупать технологию производства атомного оружия.

Однако в реальности дело обстояло несколько иным образом. Участие континентального Китая было настолько велико, что присутствие в этой программе Саудовской Аравии и Ливии выражалось исключительно только со стороны финансирования, особенно в 1973 и 1974 годах.

Пропуская многочисленные подробности истории становления ядерной программы Пакистана, отметим, что в поставках оборудования для обогащения ядерной руды и создания отдельных компонентов играли свою роль такие страны, как Голландия, Бельгия, Германия, Франция и Швейцария.

После того, как в результате государственного переворота Бхутто был повешен, создание ядерного оружия шло уже исключительно под контролем военной разведки ISI. Таким образом мировое сообщество было поставлено перед фактом, когда исламская Республика Пакистан заявила о себе как о стране, в которой присутствуют ядерные силы. Такое было под силу только США. СССР, континентальному Китаю и Соединённым Штатам Индии, у которых атомная составляющая в вооружении является совершенно самостоятельной структурной единицей.

Независимые специалисты в области атомных вооружений предполагают, что Исламабад имеет от 24 до 48 ядерных боеголовок. Ядерные взрывные устройства, как предполагают, базируются на проекте так называемой имплозии, что позволяет использовать твердое ядро высоко обогащенного урана, затрачивая приблизительно 15 - 20 килограммов на боеголовку.

Напомним, что решение задачи о сходящихся сферических ударных и детонационных волнах и послужило теоретической основой принципа «имплозии». Именно имплозия и даёт возможность не только гораздо быстрее формировать критическую массу, но и обходиться меньшей массой ядерной взрывчатки.

Участие континентального Китая в создании ядерного оружия у Пакистана специалисты объясняют следующим фактом. Сейсмические размеры тестов, проводимых 28 и 30 мая 1998 Исламабадом, позволяют предположить, что результаты были на уровне 9 - 12 килотонн и 4 - 6 килотонн соответственно. Китайские испытания в 1960-ых годах использовали подобные проекты, и поэтому делается вывод о помощи Пикина Пакистану в 1970-ых и 1980-ых годах.

Однако главный принцип присутствия китайских специалистов-атомщиков в ядерных центрах Пакистана состоит в том, что вооружённые столкновения между континентальным Китаем и Соединёнными Штатами Индии принимали такой локальный характер, расширение которого могло бы очень дорого обойтись обеим странам.

Так как ведение военных действий Пекином одновременно против островного Китая и Дели представляет собой более чем опасный вариант – будут задействованы ВМС США – то вполне естественен стратегический план, по которому основные вооружённые силы Индии будут передислоцированы против своего западного соседа. Более того – именно наличие эффективных ядерных сил Исламабада и будет служить основной стратегической безопасности для континентального Китая.

Анализируя качественную составляющую атомного оружия Пакистана, специалисты отмечают, что нет точных данных о том, какого сорта уран используется и в каком количестве.

В течение двух десятилетий Пакистан для производства расщепляющего материала для собственного ядерного оружия задействовал газовый метод обогащения урана на центрифуге.

Сейчас известно, что именно Abdul Qadeer Хан в своей научно-исследовательской лаборатории в Kahuta на севере Пакистана, организационно сумел создать атомную бомбу для своей страны. На этот центр работали более 1000 центрифуг для обогащения урана. Пакистан произвел достаточно расщепляющегося материала для 30 - 52 ядерных боеголовок.

Исламабад, сравнивая себя со странами, обладателями ядерного оружия, считает, что он значительно отстаёт от в области модернизации. Поэтому он не доволен своим оружием первого поколения и продолжает разрабатывать и другие проекты технического содержания и технологического в области обогащения урана. Предполагается, что на тепловом реакторе Khushab в Joharabad в районе Khushab Пенджаба могут производить оружейный плутоний.

Наличия лития-6 позволяет «пакистанским» учёным получать тритий. Дело в том, что рядом с пакистанским Институтом Ядерной Науки и техники (Pinstech) в Равалпинди существует перерабатывающий завод, на котором можно получать тритий. Напомним: тритий используется в термоядерной реакции бустирования (усиления) первичного узла ядерного боезаряда. Термоядерный заряд представляет собой многоступенчатое взрывное устройство, мощность взрыва которого достигается за счет последовательно происходящих: взрыва плутониевого заряда, затем за счет созданной температуры начинается реакция синтеза ядер трития с выделением еще большей энергии, которой можно "поджечь" заряд третьей ступени еще большей мощности и т.д. Мощность взрывного устройства, сконструированного таким образом, может быть сколь угодно большой (П. Подвиг, 1996).

Традиционным методом производства трития является его наработка в реакторах при облучении нейтронами мишеней из изотопа лития-6. При хранении боеголовки потери трития в результате естественного распада составляет примерно 5,5% в год. Тритий, распадаясь, превращается в гелий. Поэтому тритий подвергается периодической очистке от гелия.

Именно все эти усилия позволяют Пакистану не просто увеличить мощность своих

ядерных сил. Но и приступить к разработке термоядерного оружия. Ускорение данного процесса можно связывать с тем, что ядерный комитет Пакистана принял решение об адекватном ответе Индии на её решение создать развёрнутую ядерную триаду: воздух, земля, и ядерное оружие на море.

Именно усиление своей ядерной мощи и позволило Исламабаду начать свой атомный экспорт. Так в частности, Пакистан готов оказать военную помощь Нигерии и превратить эту страну в ядерную державу. Как объявили в Минобороны Нигерии, соответствующее предложение сделал генерал Мухаммад Азиз Хан (Muhammad Aziz Khan), глава пакистанского объединенного комитета штабов, на встрече с нигерийским министром обороны, сообщается на сайте газеты Guardian. ("Lenta.Ru", 5.03.04)

Хан заявил, что пакистанские военные разрабатывают целую программу сотрудничества, которая предусматривает помощь Нигерии в ядерной сфере. Какие именно вооружения, материалы или технологии могут быть переданы в рамках этой программы, не уточняется.

В конце января этого года представитель нигерийского правительства объявил о подготовке предварительного договора с Северной Кореей, по условиям которого Нигерия получит ракетные технологии КНДР. Впоследствии это сообщение опровергли в Пхеньяне, а пресс-секретать президента Нигерии заявил, что никаких соглашений пока не подписано. Он добавил, что Нигерия не пытается получить оружие массового поражения, а ракеты планирует использовать исключительно в "миротворческих" целях и для защиты собственной территории.

Около двух месяцев назад в Пакистане было начато расследование в отношении Абдул-Кадира Хана (Abdul Qadeer Khan) - главного ученого-ядерщика страны, создавшего пакистанскую ядерную бомбу. В ходе расследования Хан признался, что передавал ядерные технологии Ирану, КНДР и Ливии. ЦРУ и МАГАТЭ установили, что он создал целую сеть по торговле ядерными секретами.

В начале февраля президент Пакистана Первез Мушарраф удовлетворил поданное Ханом прошение о помиловании. При этом Мушарраф заявил, что не допустит независимого расследования деятельности Хана и не откроет свои ядерные объекты для международных инспекторов.

Среди средств доставки ядерного оружия Пакистаном следует рассматривать изготовленные в США F-16. Хотя ВВС Пакистана смогут задействовать в этом случае и самолёты типа Миража V или произведенный китайцами A-5. Двадцать восемь (одноместные) F-16A и 12 F-16B (двухместные) для тренировок были поставлены между 1983 и 1987. По крайней мере восемь больше не находятся в обслуживании.

В 1985 Конгресс принял Поправку Pressler, которая стремилась запретить Пакистану создание атомной бомбы. Пакистану не мог получать экономическую и военную помощь, если президент США не мог удостовериться, что Исламабад не обладает ядерным устройством. Хотя было достаточно доказательств о разработках ядерного оружия в Пакистане, президенты Рейган и Буш старший закрывали на это глаза главным образом из-за того, чтобы усилить деятельность против СССР в афганском конфликте. После того, как война закончилась, санкции были наконец наложены 6 октября 1990.

В марте 2005 года Джордж Буш дал согласие на продажу F-16 в Пакистан. Поставки в Пакистан на первом этапе включали 24 самолета F-16.

Следует также отметить, что марте 2005 года в Пакистане официально началось производство совместного пакистано-китайского истребителя JF-17, сообщает Press trust of India.

На авиационном предприятии в городе Камра, где будет производиться самолет, состоялась торжественная церемония, посвященная этому событию. В ней принял участие президент страны Первез Мушарраф.

F-16 будет с помощью китайских специалистов подвергнуть модернизации с целью транспортировки ядерного оружия. В первую очередь ими будут оснащены эскадроны 9 и 11 на авиабазе Саргодхи, 160 километров к северо-западу от Лахора.

F-16 имеет диапазон больше чем 1 600 километров, и даже больше, если модернизировать топливные резервуары. Это позволит нести целых 5 450 килограммов на одной под-фюзеляжем опоре средней линии и шести под крылом.. Учитывая ограничения полезного груза F-16 веса и размера, бомба вероятно весит приблизительно 1 000 килограммов и наиболее вероятно была бы присоединена к опоре средней линии. Собранные ядерные бомбы или компоненты бомбы для этих самолетов могут храниться на складе боеприпасов около Саргодхи.

В качестве альтернативы хранения ядерное оружие может храниться и около афганской границы.

Как средство доставки ядерного оружия ракета Ghauri - единственная ракета Пакистана, хотя и другие ракеты в пакистанских вооруженных силах могли бы быть модернизированы для несения ядерной боеголовки.

Ghauri-1 был успешно испытан 6 апреля 1998 на расстояние 1 100 километров, вероятно с полезным грузом до 700 килограммов.

Ракета была по сообщениям экспертов запущена около города Jhelum в северо-восточном Пакистане, 100 километров к юго-востоку от Исламабада, и поразила заданную цель около Кветты на юго-западе.

Двухступенчатый Ghauri-2 был испытан 14 апреля 1999, спустя три дня после индийского Агни 2. Запуск был осуществлён с мобильной пусковой установки в Дине, рядом Jhelum, и приземлилось в Jiwani, около юго-западного побережья, после восьмиминутного полета.

Третья версия Ghauri, с неподтвержденным диапазоном 2 500 - 3 000 километров, находится в разработке, однако уже было произведено испытание 15 августа 2000 года. Сам выбор названия Ghauri является очень символическим. Мусульманский Султан Махаммад Гори победил индусскую власть правителя Прайтви Chauhan в 1192. Прайтви - название, которое Индия назначила для своей баллистической ракеты ближнего радиуса действия.

Начиная с 1992, Пакистан получил 30 или больше полных М-11 ракет от континентального Китая. Впоследствии, та же помощь Пекина проявилась и в строительстве средств обслуживания и хранения ракет. Пакистан поэтому может произвести свою собственную ракету, Tarmuk, основанный на М- 11.

Перепроектированная китайская M-9 ракета Пакистана, Shaheen-1 (Орел), имеет диапазон 700 километров и может нести полезный груз 1 000 килограммов. Пакистан провел начальное летное испытание Shaheen от прибрежного города Sonmiani 15 апреля 1999.

На параде в честь 23 марта в 2000 году Исламабад продемонстрировал двухступенчатую ракету среднего диапазона Shaheen-2, а также ракету с радиусом действия в 2500 километров, способной нести 1 000-килограммовый полезный груз. Ракета транспортировалась на мобильной пусковой установке с 16 колесами. Вполне возможно, что обе ракеты имеют способность нести ядерные боезаряды.

В ноябре 2000, Пакистан принял решение о переводе своих ключевых ядерных учреждений под контроль Национального комитета по контролю за атомным оружием. Новая власть, установленная в феврале 2000, в поставила своей целью создать эффективную ядерную команду и систему управления.

Террористические нападения от 11 сентября сосредоточили большое внимание на безопасность арсенала Пакистана. Согласно сообщениям в печати, вооруженные силы Пакистана начали перемещать компоненты ядерного оружия в течение двух дней после нападений. Одна потенциальная опасность для арсенала Пакистана - экстремистские элементы в пределах разведывательной службы, вооруженных сил, программы ядерного оружия, и самого населения.

Генерал Первез Мушарраф предпринял несколько активных мероприятий для безопасности сохранения ядерного арсенала страны. Так в частности было установлено шесть новых секретных объектов хранения и складирования компонентов ядерного вооружения.

Выводы:

1. Ядерные силы Пакистана имеют реальную эффективность и в случае вооружённого конфликта с Индией при возникновении более чем неблагоприятной ситуации в обороноспособности своей страны будут использованы в полном объёме;

2. Средства доставки ядерного боеприпаса в отличие от Индии ограничиваются военно-воздушными силами и ракетами, совершенствование которых продолжается при помощи континентального Китая;

3. Научные исследования Пакистана в области ядерного оружия продвинулись уже до такой отметки, когда он в состоянии разрабатывать и термоядерный боеприпас.

3 мая 2006 года