Научно исследовательский центр
ПУТИН И ИЗРАИЛЬ
25.04.2005
Александр ЛУКОЯНОВ
Владимир Путин планирует 26-29 апреля совершить визит на Ближний Восток. Как сообщила пресс-служба Кремля, президент РФ Владимир Путин посетит Египет, Израиль и палестинские территории с рабочими визитами.
В Египет он летит по приглашению президента Хосни Мубарака 26-27 апреля. 27-28 апреля Путин посетит Израиль по приглашению президента Моше Кацава. 29 апреля глава российского государства по приглашению главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса совершит визит на палестинские территории.
Это будет действительно исторический визит главы российского государства на Святую Землю. Путин станет первым российским президентом, который посетит Израиль и прибудет к воротам Иерусалима как почетный гость в сопровождении, как предполагается, 300 человек, включая дипломатов высокого ранга и представителей влиятельных кругов делового мира.
Визит Путина в Израиль расценивается многими аналитиками как часть попыток Кремля снова появиться на ближневосточной сцене в более позитивном облике, "поощряя демократию и торговлю во всем регионе".
Эту мысль, похоже, разделяет отчасти и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, заявивший недавно американцам, что "Россия, несмотря на имеющиеся у нее проблемы, является сверхдержавой, которая никогда не откажется от желания вернуть себе влияние…".
В то же время, скорее всего его точка зрения относительно процесса политического урегулирования осталась неизменной: он по-прежнему не желает допускать к участию в этом процессе никого, кроме американцев.
Одной из важнейших проблем которая, вне всякого сомнения, будет рассматриваться в Израиле на самом высоком уровне – это вопрос ирано-израильских отношений в условиях подготовки США к вторжению в Иран.
Об этом последнее время всё громче говорят американские политики. Исключение не составляет и посетившая Москву госсекретарь США Кондолиза Райс, намеревавшаяся (судя по её заявлениям) познакомить президента России с демократическими концепциями управления, а также получить согласие на действия США в отношении Ирана.
Дональд Рамсфельд поступил ещё решительнее. Накануне визита Райс в Москву он облетел вокруг Ирана, посетив с "неожиданными" визитами Ирак, Азербайджан, Пакистан и Киргизию, проинспектировав находящиеся там военные базы. Причём, не только американские.
Интересны Израилю и результаты переговоров, которые проводились между руководством Кремля и эмиссаром Ирана, напуганным развитием событий вокруг его страны. Оказывается, что помочь Ирану может опять-таки только Россия, а не братья-мусульмане из арабского мира.
В Москву 18 апреля, накануне приезда Райс, прибыл с однодневным визитом заместитель секретаря совета национальной безопасности Ирана Хусейн Мусавиан. Формально – на переговоры по ядерной проблематике. Фактически – в поисках поддержки со стороны России. Вполне возможно, что действительно было подписано соглашение о взаимной защите секретной информации и охране интеллектуальной собственности, передаваемой в рамках военно-технического сотрудничества. А что это означает – можно только гадать. А это уже головная боль для Израиля, опасающегося, что иранцы могут использовать некоторые виды вооружения на Ближнем Востоке. И если это так, то разрешить проблему ирано-израильских взаимных страхов Россия, конечно, сможет.
В то же время в самом Израиле отношение к предстоящему визиту президента России – неоднозначное. 18 апреля этого года в израильских СМИ появилась статья под названием "К нам едет Путин – зачем?" ("Haaretz"). Автор (Йосси Мельман) рассуждает на тему бессмысленности предполагаемого визита, поскольку-де президента России вообще никто не приглашал.
"Визит, – пишет автор, – происходит по инициативе российского президента, и мидовские чиновники в Иерусалиме так и не могут взять в толк, зачем Путин устроил себе это приглашение.
Полуторадневный визит, включает, среди прочего, краткое посещение Палестинской автономии и встречу с председателем палестинской администрации Махмудом Аббасом, пока не имеет четкой программы, а попытки придать ему конкретную результативность успехом не увенчались".Автор очень обеспокоен тем, что неясно, сколько официальных лиц будет сопровождать Путина.
В ходе первых контактов с израильскими дипломатами в Иерусалиме и Москве российская сторона, по словам автора, планировала делегацию до 1000 человек, которая прибудет в Израиль на шести самолетах. Однако, по его сведениям, на сегодняшний день израильское посольство в Москве получило для оформления виз только паспорта самого президента и примерно 80 его телохранителей и других сотрудников службы безопасности.
Мало того, что малочисленной окажется делагация, ещё и соглашений никаких не собираются подписывать, как оказывается. В данном случае, сетует автор, подписывать просто нечего, поскольку те соглашения, что в данный момент готовятся, еще не вышли из стадии разработки.
Узнав, что Владимир Путин намерен остаться в Израиле до 30 апреля, он делается замечательный по своей простоте и находчивости вывод: президент России приехал в Израиль для того, чтобы отметить православную Пасху.
Конечно, такие публикации скорее вызывают улыбку, чем недоумение.
Впрочем есть и более серьёзные и взвешенные подходы. Например, ещё в конце марта директор российского Института изучения Израилия и Ближнего Востока Евгений Сатановский очень точно отметил: "Можно говорить уверенно, что определенные тенденции в российско-израильских отношениях сейчас могут дать плоды, что накопилась та критическая масса решенных вопросов, которая позволяет надеяться, что этот визит не будет чисто символическим, как, впрочем, и ответный визит израильского руководства в Россию".
Очень трудно не согласиться с этой точкой зрения.