Научно исследовательский центр
Обновлено 27.10.2017
Тему общности интересов курдов и Израиля первым в России, пожалуй, затронул М.С.Лазарев / «Курдское национальное движение и Израиль (к вопросу о стратегическом союзе)», «Московские новости», 07.02.1996/. Нами эта тема была продолжена в начале 2000-х гг. статьёй «Курды и Израиль: общие интересы?». Статья была опубликована в Интернет-журнале «Новая политика» 16.12.2004 и представлена здесь после материала Александра Гринберга.
На наш взгляд, статья А.Гринберга «Еврейский Курдистан» является замечательным продолжением данной темы уже своим названием.
Александр.Лукоянов, ИВ РАН
Еврейский Курдистан
07.08.2017
Современные отношения между курдами и евреями начались в 50-х годах XX века, когда «Моссад» воспользовался услугами курдов для репатриации в Израиль евреев из Ирака, которые после появления на карте мира еврейского государства стали притесняться иракскими властями, препятствующими в том числе и их выезду из страны.
В отличие от других арабских стран, где притесняли «в меру», в Ираке 1 июня 1941 года произошёл страшный погром «Фархуд». Пронацистский режим Рашида аль-Гилани восстал против Великобритании, под контролем которой находился Ирак, и озверевшая толпа, подстрекаемая немецкими шпионами, набросилась на беззащитных багдадских евреев. Было убито 180 евреев, но с того момента сионистское движение в Ираке резко усилилось, хотя до погрома иракские евреи были наиболее ассимилированной еврейской общиной арабского мира и участвовали в культурной и деловой жизни страны.
Единственной возможностью оставалось тайное бегство в Израиль через горы Курдистана, а потом – в Турцию или Иран. Хоть большинство курдов сейчас мусульмане, среди них никогда не было антисемитизма, так распространенного среди многих арабов. Курды в чем-то даже похожи на иракских евреев: они жили на этой территории, также как и евреи, ещё задолго до появления арабских завоевателей, а потом сохранили свои язык и культуру. Но главная их схожесть с евреями – обособленность жизни. Они так и не добились настоящего равноправия с арабами-суннитами, поэтому веками чувствовали себя чужими и преследуемыми, даже живя на своей земле.
Соседство курдов и евреев породило совместные торговые операции, дружеские, а иногда даже и родственные союзы. А у старейшин клана Баразани, который до сих пор является наиболее влиятельным курдским кланом в Ираке, сложились невероятно тесные отношения с патриархом иракских евреев Элиягу Хаваджа Хинно. Он даже поддержал Мустафу Барзани в его попытке создать в 1946 году национальную курдскую Мехабадскую республику, которая продержалась меньше года. В качестве ответной меры курды помогли репатриироваться в Израиль тысячам иракских евреев.
Уже в 1960-е, когда отношения между курдами и иракским суннитским режимом резко обострились и начались настоящие бои между курдским партизанским отрядом «Пешмерга» и регулярной иракской армией, которой курды не особо могли противостоять, помощь им пришла из Израиля, который в соответствии с доктриной Бен-Гуриона о «союзе периферийных государств Ближнего Востока» стал поставлять оружие курдам и обучать их. Не говоря уж о том, что Ирак был злейшим врагом Израиля, и поддержка сил, докучающих иракской армии, была воспринята на ура. Многие офицеры различных родов войск, а также сотрудники разведки стали приезжать в Курдистан и проводить там военные курсы.
Принцип военного союза был таков: Израиль обучает и поставляет различные виды вооружений, а курды обязуются атаковать иракскую армию, если та нападет на еврейское государство. В конце концов курды не выполнили свои обязательства в 1973 году во время Войны Судного дня, и военное сотрудничество, начатое еще в 1963 году, к 1975-му сошло на нет.
В «курдском мероприятии» изначально было слишком много романтики и желания израильских лидеров видеть то, чего не было. Союзнические отношения всегда и везде основываются отнюдь не на общих ценностях, взглядах и культуре, а на общих целях внешней политики. А Курдистан, как ни крути, находится все-таки внутри арабского мира, и курды не могли идти на фронтальное ухудшение отношений с арабами только потому, что союзнические обещания перед Израилем этого требуют.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась, так как Ирак – уже совершенно другая страна, если её вообще можно считать единой страной. Наиболее значительное изменение – это фактическая независимость иракского Курдистана. На фоне непрекращающейся гражданской войны в Ираке и войны с ИГИЛ (запрещенная в России организация) курдский автономный район выглядит вполне благополучно, а столица Ирбиль – так вовсе процветает, несмотря на коррупцию и мздоимство, которые царят там всё же в разы меньших размерах, чем в остальных провинциях Ирака.
Курдский автономный район фактически уже независимое государство с отдельными языком, бюджетом, законодательством и армией. Грядущий референдум о независимости – не более чем формальность, поскольку во всех остальных отношениях курды в Ираке добились независимости. Возможно, даже они взяли больше суверенитета, чем способны унести, так как формально независимый Курдистан теряет право на особые дотации из общего нефтяного бюджета Ирака, в чем совершенно не заинтересовано курдское руководство.
Однако бывших связей, как известно, не бывает. Поэтому израильтяне, и не только иракского происхождения, ездят в Курдистан, причем с израильскими паспортами, хотя с ними обычно в арабский мир дороги нет. В Ирбиле начинают работать израильские компании, пусть пока и не официально, а курдские представители наведываются в Израиль и США и встречались с американскими еврейскими активистами, надеясь заручиться поддержкой еврейского лобби в вопросе о независимости Курдистана. В прошлом же году курдские власти объявили об открытии «представительства по связям с иудаизмом», которое отчасти можно рассматривать как дипломатическую миссию.
Разумеется, продолжаются отношения и на уровне разведок Израиля и Курдистана, просто враг теперь поменялся – вместо суннитского режима Саддама Хуссейна это теперь режим шиитского арабского большинства, а также усиливающийся Иран, что особенно важно для Израиля. Нет сомнения, что через Курдистан израильские спецслужбы уже сейчас имеют прямой доступ на территории Ирана и Ирака, что в случае большой войны окажется серьезным фактором.
Однако связи с Израилем курды по-прежнему не афишируют, поскольку боятся навлечь на себя гнев Ирана и арабского мира. Более того, несмотря на задекларированное впечатление курдов от идей и успехов сионизма, курдский «сионизм» на практике вряд ли возможен: иракские курды не могут, да и не хотят объединяться с турецкими и сирийскими. С давних времён между ними вражда и никакого согласия, тем более единства. Иракские, сирийские и турецкие курды, по сути, разные народы. Например, язык иракских курдов – это сорани, который пишется арабской графикой, а язык всех остальных курдов – курманджи, использующий латиницу.
У иракских курдов – традиционный мусульманский и племенной уклад жизни. В то же время сирийские и турецкие курды под предводительством Рабочей Партии Курдистана – абсолютно светские активисты марксистского толка, добивающиеся в том числе и совершенно ненужного иракским курдам равноправия для женщин. Не говоря уж о том, что у иракского Курдистана прекрасные дипломатические и коммерческие отношения с Турцией, а вот у сирийских курдов с ней вечная война. И Турция вместе с Ираном пытаются подстрекать иракских и сирийских курдов друг против друга.
Цель Израиля во всей этой сумятице – поддерживать хорошие отношения с курдами, противостоять иранским поползновениям и диверсиям и лучше координировать свою политику в отношении Турции, потому что коммерческие отношения между Турцией и Израилем начали развиваться и есть некоторое совпадение интересов по иранскому направлению, несмотря на то, что Эрдоган – импульсивный лидер с антисемитскими и диктаторскими замашками и Турция, а отнюдь не Катар, является настоящим покровителем ХАМАСа.
Александр Гринберг http://jewish.ru/ru/events/world/180569/
Курды и Израиль: общие интересы?
Связи курдов с Израилем имеют давнюю историю. Иракским курдам, например, Израиль оказывал помощь ещё в 70-е годы в их борьбе с Багдадом. 35 лет назад Израиль наряду с Ираном, принимал участие в создании курдского разведывательного агентства `Парастин`, которое использовалось для дестабилизации багдадского режима.
После вторжения американцев в Ирак в 2003 г. курдов стали всё чаще обвинять в сотрудничестве с Израилем. Хотя такого рода обвинения формально должны быть лишены оснований. Ведь сотрудничают же с Израилем другие страны мира, в том числе и мусульманские.
Стремление курдов к развитию отношений со всеми странами мира вполне естественно и никто не может лишить их этого права. Правда, при условии, что курды выступают в данном случае от имени самостоятельного государственного образования. Таковым с 1992 г. является Курдский автономный район Ирака (КАР). В марте 2004 г. здесь даже пустили в обращение собственные денежные знаки с курдской символикой, отчеканенные в Швеции. На лицевой стороне монеты изображено `месопотамское солнце`, 21 луч которого освещает четыре вершины, символизирующие курдские общины Турции, Ирана, Сирии и Ирака. На монету достоинством 1000 динар помещен портрет `самого великого лидера курдов всех времен` - Салах-ад-Дина верхом на лошади и с курдским знаменем в руках. Этот шаг политического руководства курдов Северного Ирака в соседней Турции не без основания расценили как продолжение политики по созданию в будущем в регионе независимого курдского государства. КАР управляемый двумя крупнейшими курдскими партиями - Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) и Демократической партией Курдистана (ДПК) во главе с их лидерами М. Барзани и Дж. Талабани, которые уже действуют как политики фактически нового государственного образования, пусть никем не признанного в качестве независимого субъекта мировой политики, но существующего де-факто. Эти лидеры стараются придерживаться собственного политического курса, отвечающего интересам, прежде всего, курдского народа. Ради этого они идут на все возможные союзы с теми силами, от которых возможно получение реальной помощи в деле реализации курдской мечты - создания самостоятельного независимого государства. В качестве одной из таких влиятельных сил курды давно рассматривают государство Израиль. Они рассчитывают, и не без основания, на поддержку не только государственных структур Израиля, но и тех ста тысяч курдских евреев этой страны, которые ранее проживали на территории Курдистана.
Сотрудничество между Израилем и КАР осуществляется на самом высоком уровне. Недавно израильская газета `Haaretz newspaper` сообщила, что израильские официальные лица встречались с М. Барзани и Дж. Талабани, а премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подтвердил наличие хороших отношений с иракскими курдами.
Хашави Бабакр, представитель Демократической партии Курдистана в странах СНГ, полагает, что между курдами и израильтянами `наблюдается явное совпадение интересов, и оба народа являются естественными союзниками`. `К сожалению, - замечает он, - факторы тактического плана не давали до сих пор полноценно реализоваться потенциям, заложенным в курдско-израильских отношениях. К факторам `тактического плана` он относят географическую специфику проживания курдов среди арабов и персов, и ориентация израильской политической элиты на союз с Турцией. Общественное мнение народов, среди которых проживают курды, было бы недовольно открытым сотрудничеством курдских движений с Израилем, а Израиль, со своей стороны, дорожит своими отношениями с Турцией, на территории которой проживает большинство курдского населения региона. Правда, интересы Турции израильтяне учитывают только тогда, когда нельзя этого не делать. В противном случае, он активизируют своё присутствие в Курдистане в нужное для них время и в тех районах, которые представляют для них интерес в данный момент, пусть даже турецкие власти проявляют недовольство и заявляют протесты, как это уже случалось неоднократно. Израильтян при этом мало интересует и мнение США, которые, кстати говоря, прекрасно знают о деятельности Израиля и не намерены препятствовать ему защищать свои национальные интересы на территории соседних мусульманских стран, откуда ему может грозить опасность исламского терроризма.
Сотрудничество курдов с Израилем очень болезненно воспринимается арабами и иранцами. Их беспокоит даже не сам по себе факт наличия у курдов отношений с сионистским государством. Многие мусульманские государства сотрудничают с этой страной или её представителями. Интересно отметить в этой связи, что руководство ИРИ в 1999 г. достаточно жестко подавило выступления курдов в Иранском Курдистане, организованных в связи с арестом лидера Курдской рабочей партии А. Оджалана, который (арест) рассматривался ими как результат `турецко-израильского заговора`.
Проблема не в самом сотрудничестве, а в том, какого рода это сотрудничество, и какие цели оно преследует. В настоящее время отсутствуют сведения о культурном или торгово-экономическом сотрудничестве КАР и Израиля. Ничего не известно и о планах такого рода сотрудничества, хотя определённые предпосылки для; этого существуют. В то же время, появляется информация о военно-диверсионном и информационном сотрудничестве израильтян с курдами. Иракские курды отвергают такого рода обвинения. Однако, по сведениям американского `The New Yorker magazine`, израильская разведка активно действует в курдских районах Ирана, Сирии и Ирака, проводя секретные операции, которые могут дестабилизировать весь этот регион. Израильские оперативники работают в Курдистане, создавая и обучая курдские отряды специального назначения и проникая с помощью курдов в Сирию и Иран. Израильские коммандос в сопровождении курдов проникают в Иран для установления сверхчувствительной аппаратуры по слежению за иранскими ядерными объектами. Поддерживая союз с курдами, Израиль получает глаза и уши в Иране, Ираке и Сирии. Кроме того, Израиль очень серьезно тренирует курдский спецназ, готовя их к выполнению той миссию, которую не смогли осуществить американские коммандос - проникнуть в ряды исламской оппозиции в Ираке, собирать разведданные и ликвидировать главарей суннитских и шиитских `мятежников` в Ираке. Израиль намерен также использовать курдские отряды `пешмерга`, насчитывающие до 75 тыс. человек, как силы, способной противостоять как светской, так и исламской оппозиции в Ираке. То, что Израиль делает с курдами, отмечают американские аналитики, `вовсе не так уж неприемлемо для администрации Буша`. Агенты `Моссада`, выступают в роли бизнесменов, и работают без израильских паспортов.
Секретные службы Израиля работают в сложных условиях послесаддамовского Ирака. Тем более, что, естественно, не все курды поддерживают идею тесного курдско-израильского сотрудничества. Прежде всего, это относится к исламски ориентированным курдам, которые хотя и составляют небольшой процент от общего числа курдского населения, но, тем не менее, имеют свою аудиторию и располагают собственными информационными структурами. Работа израильтян в Курдистане не обходится без потерь. В марте этого года появились сведения об убийстве шестерых агентов `Моссада` в Киркуке (северный Ирак), к которому, возможно, причастны боевики экстремистской исламской курдской организации `Ансар аль-Ислам, которая, согласно официальным иракским данным, была уничтожена ещё в прошлом году.
Среди курдов существует сильное течение, которое полагает, что курдскому национальному движению политический ислам, одним из проявлений которого является `Ансар аль-Ислам`, не просто угрожает, но смертельно опасен. И они готовы предоставить все свои силы для борьбы с этим явлением своим израильским партнёрам, поскольку, как пишет Горан Новицки в статье `Курды как опора безопасности`, `во всем регионе только курды и Израиль борются с политическим исламом, угрожающим самому их существованию`. Представители данного направления в курдском движении считают, что курдские районы могут выполнять функции буферной зоны, препятствующей распространению радикального иранского ислама шиитского толка, который этим курдам особенно ненавистен. Причём, они надеются, что эта зона будет расширена с помощью внешних сил и получит доступ к водным транспортным путям. `Курдистан, -пишет `Курдистан обзервер`,- может стать необходим и превратиться в якорь для корабля американской политики в регионе, если курдская территория в послевоенном Ираке получит доступ к международному водному пути и Персидскому заливу. Это - ход, который поможет США не потерять своих позиций в послевоенном Ираке и использовать его как плацдарм для продвижения в Армению и в конечном счете в Иран, если усиливающийся союз между Турцией и Ираном станет неразрывным. Если американцы пока не проявили должного внимания к этой инициативе, то израильтяне, похоже, такую перспективу не исключают, учитывая то обстоятельство что процесс глобального переустройства мира только набирает силу. Основные политические силы курдов, будут неуклонно стремиться к дальнейшему развитию отношений с Израилем, который, как заявил бывший замминистра иностранных дел Израиля Алон Лиель в интервью турецкому еженедельнику `Радикал`, будет приветствовать создание курдского независимого государства в случае в случае распада Ирака, поскольку это соответствует израильским национальным интересам. `Израиль,-заявил он,- хочет видеть демократический, единый Ирак. Однако, если невозможность этого окажется доказанной, то по крайней мере часть страны должна быть демократической, по всей видимости - курдский регион. Демократическая курдская администрация была бы политически ближе к Турции, чем любая другая страна в регионе.
Александр ЛУКОЯНОВ
16.12.2004
2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА
https://newsland.com/user/4297682511/content/kurdy-i-izrail-obshchie-interesy/4052301
http://ribakov.viperson.ru/articles/aleksandr-lukoyanov-kurdy-i-izrail-obschie-interesy