Поиск

Последние материалы

Наши партнёры



Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Сирийская карта

Александр ТРАЙНИН 

Сирийская карта

Россия восстанавливает авторитет

03 февраля 2005

 

Вечное противостояние между Израилем и арабским миром с разгромом Ирака закончилось окончательной и необратимой победой первого. Теперь из обороняющегося субъекта он превратился в наступательный, диктующий окружающим его государствам свои условия существования, как в данном регионе, так и за его пределами. Такая ситуация стала возможной благодаря фундаментальной поддержке Израиля со стороны США и ЕС и в экономике, и тем более, в военной составляющей.

Вершиной военных достижений в Израиле следует считать разработку атомного оружия, систему космического шпионажа и противоракетную оборону "Арроу". Но как ни парадоксально это звучит, во всём этом есть заслуга Советского Союза, который позволил (во время своего распада) воплотить в жизнь мечту Запада именно на Ближнем Востоке: разрешил эмигрировать специалистам-атомщикам на землю обетованную с чертежами и готовыми разработками. Сейчас нет СССР, а его преемником считается Россия, которая теоретически должна поддерживать арабский мир. Но это в теории. На практике же, получая от Саддама квоты на нефть, Россия практически ничего не могла сделать для предотвращения оккупации Ирака. Все в Ираке об этом знают и все прекрасно понимают возможности России. А раз знают в Ираке, то знают и во всём арабском мире. И изменить это мнение чрезвычайно сложно.

Но в тоже время недавний визит президента Сирии Башара Асада в Москву, называемый почему-то плановым, имел только одну задачу – заручиться поддержкой руководства России на случай возникновения военных действий между Израилем и Сирией. Дело в том, что Израиль, как государство, имеющее определенные проблемы, разрабатывает собственную военную доктрину, выполнение которой является обязательным и не подлежащим сомнению. Это высшая цель, определяющая деятельность и общества, и государства. Иными словами, главная задача Израиля – полное уничтожение всех потенциальных врагов, претендующие на его собственное уничтожение.

Египет сейчас имеет дипломатические отношения с Израилем и обменивается с ним военной информацией; Иордания полностью оккупирована американскими спецслужбами, развернувшими на её территории объекты для глобального радиоэлектронного шпионажа. Ирак более не существует как самостоятельное государство. Остаётся одна Сирия, которая находится в состоянии войны с Израилем и которая ну никак не собирается идти даже на перемирие.

Дело в том, что при всей убогой экономике Сирии, её внутреннем социальном напряжении, 70 процентах населения, выражающих недовольство властью, религиозный фактор является главным в жизни общества, и в обозримом будущем отрицательное отношение сирийцев к израильскому государству не изменится. Скорее всего, начало военных действий – дело времени, по крайней мере, так рассуждают в генеральном штабе Израиля. Однако военное преимущество Израиля в реальном противостоянии будет выглядеть проблематично: 4090 танкам Израиля противостоят 4970 танков Сирии, среди которых почти 2 тыс. Т-72, весьма успешно уничтожающих израильские танки "Меркава".

Авиация Сирии насчитывает 595 боевых самолёта, из которых наиболее боеспособны Су-22 (56 единиц), Су-24 (26 единиц), Миг-21, Миг-23 и Миг-25 (в общей сумме 419) и, конечно, суперистребитель Миг-29А (55 единиц). Эти воздушные силы не то что могут перехватывать израильские F-16 (213 единиц) и F-15 (93 единицы), но и наносить ракетно-бомбовые удары по крупным городам, минуя их ПВО.

Почему же тогда буквально во всём западном мире началось обсуждение ракетного сотрудничества между Сирией и Россией, которое, как правило, носило осуждающий характер? (Что касается собственно системы "Искандер", её использование позволит сирийцам в случае военных действий применить к израильтянам так называемые "ковровые" удары, после которых нет никаких шансов для использования бронетанковых и сухопутных резервов на расстоянии 300 км.) Дело в том, что использование Россией сирийской карты, особенно после оккупации Ирака, во взаимоотношениях и с арабским и западным миром начинает носить уже принципиальный характер – Россия заявляет себя сильным государством, к помощи и защите которого обращается его союзник. Это означает восстановление авторитета России среди арабов и создание такой ситуации, когда Путину будут звонить из Вашингтона, Лондона и Тель-Авива и предлагать компромиссы.

На сегодня отношения России и Сирии в экономическом плане не имеют никаких перспектив – все проекты убыточны. Единственно, что реально – это военное сотрудничество особенно в области модернизации военной техники.