Научно исследовательский центр
Многие события в ДНР и ЛНР остаются для российского обывателя закрытыми.
Работы Ростислава Ищенко в значительнолй степени не просто прорывают ту информационную блокаду, которую установили СМИ российских олигархических групп вокруг многих проблем Малороссии, но и часто затрагивают глубинные механизмы явлений, выявляя их истинную суть.
А.Луков
Луганский кризис и судьба Донбасса
22.10.2015
Когда в 2014 году некоторые мои друзья с Донбасса спрашивали у меня стоит ли соглашаться с предложением возглавить то или иное министерство в ДНР или ЛНР, я им отвечал, что только в том случае, если они инвалиды, другим способом заработать на жизнь не могут и переместиться в другое место тоже. Одному наиболее настырному товарищу, который допытывался: «Ну а если бы тебе предложили, ты бы согласился», - пришлось ответить, что согласился бы только в одном случае – если бы мне выплатили зарплату Сечина или Миллера за пять лет вперед. В таком случае я бы точно знал, что обеспечил семью навсегда и мог бы рискнуть.
Столь пессимистичный взгляд на проблему чиновничьих карьер в ДНР и ЛНР объяснялся крайне просто. В непризнанных государствах, возникших в результате гражданской войны властвует человек с ружьем (выделена нами - А.Л.). И любая группа «революционных матросов» или в нашем случае «революционных шахтеров» может под настроение не только снять, но и расстрелять любого министра «народного правительства». Кроме того, нестандартные представления о справедливости и специфический состав первых революционных формирований (первыми берут в руки оружие романтики и уголовники) приводит к разного рода эксцессам, вроде отжимов машин, квартир и прочим мелким «радостям» с которыми регулярно сталкивалось население народных республик на первом году их существования. Жаловаться население шло к «министрам», а те зачастую сами без охраны не могли через дорогу перейти, не рискуя попасть под горячую руку, какой-нибудь очередной группы «революционеров».
Впрочем, к середине 2015 года в целом порядок в республиках был наведен, особо буйный элемент покинул территорию непризнанных государств, а совсем уж неуправляемые и наш бренный мир. Понятно, что пресекла «революционную» вакханалию Россия, которая не могла допустить, чтобы ее глобальная политика зависела от доброй воли и меняющегося настроения, какого-нибудь местного или пришлого авторитета, которых было по несколько штук на каждый город и которые, ко всем прочим своим махновским недостаткам еще и друг с другом не мирились, вплоть до перестрелок.
Это было неизбежным, поскольку только в представлении вечно скучающих по чужой войне реконструкторов платить за воплощение их детских мечтаний должен российский бюджет (выделена нами - А.Л.), попутно содержа население территорий, на которых ведутся боевые действия. Ведь для романтиков «революции» это население – не более, чем балласт, мешающий им заниматься любимой войной (выделена нами - А.Л.). На самом деле, Россия может обеспечивать за счет бюджета гуманитарную помощь в течение некоего критического периода (военную сколько потребуется). Но раз у нас есть республики, у них должна работать своя экономика и именно эта экономика должна в идеале кормить население республик. Поскольку же Донбасс регион специфический и большая часть его продукции производилась на продажу (что-то за рубеж, а что-то в другие регионы Украины), экономическая блокада, организованная Киевом, грозила угробить экономику региона надежнее, чем артиллерийские обстрелы.
При этом, учитывая особенности российской дипломатической игры с Европой, Москва не могла санкционировать прямые закупки донецкой продукции российскими предприятиями. Работа шла по серым схемам, в том числе через Южную Осетию, а некоторая донецкая продукция, как, например, уголь, поставлялась даже на Украину (поскольку больше никому не нужна, а Киеву необходима). С учетом того, что официально Киев с «террористами» не торгует, здесь также задействовались далеко не самые прозрачные схемы. Обо всем этом неоднократно писали и говорили. Эта «тайна» известна любому школьнику Донбасса, так же как известно любому желающему, в каком именно месте донецкой степи ополченцы «находят» сотни танков, боевых бронированных машин, гаубиц, систем залпового огня, а главное эшелоны снарядов, ГСМ и запчастей, без которых все это добро – не более, чем красивый металлолом.
И вот, когда все уже вроде прекрасно, некий административный аппарат выстроен, населению обеспечена какая-никакая защита от «революционных» экспроприаторов, начинает налаживаться экономическая жизнь, в Донбассе начинают случаться странные вещи. Вначале задушенный в зародыше мятеж Пургина. Напомню, что информационная обслуга последнего две недели рассказывала всем, что Пургин получил в Москве карт-бланш на реконструкцию политики ДНР и что вот-вот произойдут серьезные кадровые перемены, как в самой ДНР, так и в Москве. Не сложилось, и прочно забытый «многочисленными сторонниками» Пургин спокойно работает в парламенте ДНР.
Но теперь еще более серьезная ситуация сложилась в ЛНР. В Донецке всегда было больше порядка, чем в Луганске и если в ДНР мятеж успели задушить превентивно, то в ЛНР похоже первая фаза удалась (выделена нами - А.Л.). И ситуация складывается тревожная.
Следим за последовательностью событий.
Что мы видим?
Фамилия Курченко начинает мелькать, а основные обвинения против него публично озвучиваются задолго до ареста Лямина. Причем ЛНР даже несколько опаздывает по сравнению с ДНР, где порядка больше и поэтому Курченко перекрыли кислород раньше и эффективнее. Среди обвинений в адрес Курченко есть и продажа ГСМ войскам киевской хунты, и завышение цены на бензин в Донбассе, и попытки монополизировать энергетику республик, и попытки коррумпировать госаппарат, и попытки создать параллельную систему власти.
Последующий арест Лямина вписывается в эти обвинения. Курченко вполне мог коррумпировать чиновников МГБ и МВД ЛНР или же убедить их в том, что у него есть «крыша» в Москве. Поверили же в «надежную московскую крышу» Пургина (кстати, не исключаю, что его тоже мог играть Курченко, на кого-то же он в ДНР собирался опираться). Если бы подобная неприятность случилась в ДНР, Захарченко мог бы добиться выполнения своих распоряжений. У него высокий авторитет в войсках, а никто из засевших в тылу бандитов не желает иметь дело с сердитыми фронтовыми романтиками. У Плотницкого в этом отношении ситуация куда хуже. Уже не раз и не два приходилось убеждаться, что силовики подчиняются ему со скрипом и для проформы. Даже процесс приведения махновщины в полурегулярное состояние в ЛНР шел значительно дольше, чем в ДНР и с большими трудностями.
Опереться Плотницкий может только на Москву. Но я абсолютно уверен, что силовиков ЛНР мотивировали не только материально, но и морально. Им обязательно должны были сказать что-то вроде того, что «наша башня Кремля» завтра наведет порядок в Москве. Мы будем поддержаны, обласканы и награждены. Каждый из вас получит по персональной копанке и т.д. Иначе они бы не посмели так наглеть.
Думаю, что кураторы от соответствующих российских ведомств не были осведомлены о планах своих подопечных. Просто потому, что им бы пришлось об этом докладывать по команде. Офицеры российских спецслужб, в отличие от луганских «таксистов», «лифтеров» и бывших сотрудников СБУ прекрасно знают на чем можно свернуть себе шею и никакие деньги не заставят их так рисковать.
Высокие руководители в Москве тоже люди осторожные. Я не сомневаюсь, что Курченко имеет прямой или опосредованный доступ в высокие кабинеты в столице, в конце концов он связан и с проектом Оппозиционного блока, и с проектом Комитета спасения Украины, а этих ребят, по старой памяти еще кое-где принимают (хоть и без особого удовольствия). Но максимум, чего Курченко (или его ходатаи) мог добиться от высоких московских чиновников – это его бы выслушали и, может быть сказали бы что-то неопределенное, но благожелательное. Ни одно слово, которое можно было бы трактовать как прямую санкцию на действие ему сказать не могли. Потому что, когда начнется разбор полетов, а он обязательно начнется – ситуация хуже, чем была летом 2014 года, Курченко обязательно показал бы пальцем и сказал бы «он разрешил». А это верный путь на место освобожденное Ходорковским. Там, говорят, еще массу тапочек дошить надо.
Итак «путчисты мценского уезда» из МГБ ЛНР считают, что у них все в порядке и скоро их, в благодарность за прекрасную операцию, переведут с повышением прямиком на Лубянку (выделена нами - А.Л.). Из Лямина сейчас выбивают показания на всех подряд, но, в первую очередь, на него самого. Надо, ведь, обосновать его арест. Зашли они уже достаточно далеко, чтобы понять, что пути назад нет. То есть, даже, если вскроется отсутствие «крыши» в Москве им надо бороться до последнего, рассчитывая, что если они свалят Плотницкого, то Москве придется смириться и работать с ними.
Это не такой уж глупый расчет. Дело в том, что когда у Вас появляются такие «непризнанные» подопечные, то не только они зависят от Вас, но и Вы от ни (выделена нами - А.Л.). Россия не может себе позволить из-за путча в ЛНР слить Луганск. А как по-другому накажешь путчистов? Не знаю, что думают луганские МГБшники (им, в принципе, думать не по чину), но Курченко или хотя бы его команда должны были продумывать возможные меры противодействия путчу со стороны Москвы (а мы видим, что все завязанное на Москву политическое руководство выступило с требованием немедленного освобождения Лямина, так что в воле российской власти сомневаться не приходится).
Судя по всему организаторы путча смогли додуматься до простой схемы:
Ход первый. Арест Лямина и торг – мы выпускаем его, а Вы отдаете энергетику.
Ход второй. В случае сопротивления, Лямина не выпускать, показания выбивать любой ценой и ускоренно на всех, вплоть до московских чиновников и в чем угодно, вплоть до приглашения Порошенко на царство в Москву.
Ход третий. Плотницкий, вступившийся за министра и не сумевший его освободить будет окончательно дискредитирован и в глазах управленческой вертикали ЛНР, и в глазах Москвы. Если он даже останется номинальным лидером, то реально править будет министр МГБ.
Ход четвертый. Если Москва будет сильно давить, поднять крик о своей независимости, о намерении слить Донбасс, о коррупции в Кремле и начать публиковать «показания Лямина» (желательно, чтобы он к этому времени еще был жив, чтобы можно было периодически показывать его журналистам).
По сути речь идет о перехвате у Москвы контроля над ЛНР. Если такой перехват удастся, позиции Киева в Донбассе резко усилятся, в свою очередь в Киеве произойдет укрепление неформального союза Оппозиционного блока и Блока Петра Порошенко, а России придется начинать игру на украинском направлении сначала и с худших позиций.
И все бы сложилось у путчистов хорошо, но есть одна проблема, которую никогда не понимал ни один украинский олигарх. Россия – сверхдержава не только потому, что у нее есть газ и ядерное оружие. Она сверхдержава потому, что не может позволить и никогда не позволит никакому олигарху диктовать себе условия. Человек Путин может проиграть ЛНР Курченко, а президент России Путин даже подумать о таком не может. И уж тем более, Кремль не может позволить, чтобы МГБ ЛНР решало в республике кадровые вопросы. Если летом 2014 года Украина хоть и убивала русских, но формально на своей территории, то сейчас путчисты в ЛНР пытаются изъять то, что де факто уже признано российским Европой и США.
Сейчас ситуация крайне неприятна. Невооруженным глазом видна вилка – надо либо сливать Лямина, Плотницкого и мириться с тем, что Курченко и его киевские подельники будут за счет России наживаться на энергетике Донбасса и политически возвращать если не Донбасс на Украину, то Украину в Донбасс, либо посылать спецназ, чтобы в МГБ ЛНР освободилось большое количество вакансий. Первое невозможно, второе – неприятно. (опять американцы будут пальцем показывать, переживем, конечно, но очко они себе запишут на пустом месте).
На оптимистичный лад настраивают две вещи. Во-первых, российское руководство, выбирая между двумя плохими вариантами всегда находит третий победный. Во-вторых, и это важнее всего, главные бенефициары этой акции, а также их активы находятся на территории Российской Федерации либо в пределах досягаемости спецслужб России. И слишком долго выстраивалась система управления Донбассом, чтобы позволить десятку жадных дураков ее просто так сломать.
И вот, что мне интересно. Несмотря на то, что два дня из четырех, в течение которых развивался кризис в Луганске я проболел и не мог следить за информацией, мне понадобилось всего пару часов, чтобы восстановить всю информационную картину и совершенно отчетливо увидеть, что можно верить в праведность МГБ ЛНР и в то что Лямин вор. Но нельзя не заметить, что в качестве второй стороны конфликта Курченко был заявлен до начала событий и что депутаты парламента ЛНР связали арест Лямина с его конфликтом с Курченко. Так почему же «патриотические» публицисты, в том числе и причисляющие себя к сторонникам коммунистов, описывая луганский кризис в упор не видят Курченко и никак не рассматривают его роль в конфликте. Фамилию его не упоминают. Не потому ли, что если положить на стол всю информацию, которую успели опубликовать СМИ, то крайне трудно будет поддерживать версию борьбы «народного» МГБ ЛНР с казнокрадами, а придется рассматривать высокую вероятность коррупционного вовлечения верхушки МГБ в конфликт республики с олигархом на стороне олигарха? А это информационно совсем не выигрышно, особенно если «правильная» подача материально простимулирована.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Источник: http://cont.ws/post/137360