Научно исследовательский центр
Иран и Папа Римский
А.К.Лукоянов
апрель 2005
Президент Исламской республики Иран (ИРИ) Мохаммад Хатами выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной Папы Римского Иоанна Павла II. Как сообщили в воскресенье в пресс-службе президентской администрации, Мохаммад Хатами направил в Ватикан телеграмму с соболезнованиями. Иранский президент отметил заслуги ушедшего из жизни Понтифика и подчеркнул, что "глава Католической Церкви был величайшим религиозным мудрецом, богословом, мыслителем философии, творцом поэзии и искусства", что Иоанн Павел II, опираясь на своё учение и богатый опыт, прилагал огромные усилия для того, чтобы в мире победили правда, справедливость и мир.
Представляется, соболезнования, выраженные иранской стороной, действительной искренни. По крайней мере, иранское руководство действительно понесло большую утрату в связи с кончиной лидера католиков – Иоанна Павла Второго.
Теперь, видимо, мало, кто помнит, что у иранского руководства давняя традиция сотрудничества с католиками. Её корни уходят по меньшей мере в начало 1960 гг. прошлого века, когда с обеих сторон предпринимались попытки установления диалога, который в дальнейшем получил своё развитие. Причём, не только религиозного, но и социально-политического. Не только в регионе, но и за его пределами. В этой связи следует упомянуть распространенное в тот период в Латинской Америке католическое движение "теология освобождения", которое привлекало внимание исламских революционеров своей близостью их собственным теориям социальной справедливости и борьбы за эту справедливость. При этом "теология освобождения" была признана Ватиканом правомерной. Что касается региона, то в Ливане к началу 60-х гг. были даже сделаны попытка проведения совместного …богослужения.
После прихода к власти иранские вожди не просто продолжали поддерживать отношения с Ватиканом, но и небезуспешно стремились к их взаимовыгодному развитию.
Правда только через 20 лет после исламской революции удалось установить прямые контакты между руководителями двух государств. 11 марта 1999 г. состоялась историческая встреча между президентом Ирана Мохаммадом Хатами и Иоанном Павлом Вторым. Это был первый визит иранского лидера в Западную Европу со времени исламской революции 1979 г.. И, что характерно, главной целью был, конечно, Ватикан.
Это был не символический визит, как тогда полагали некоторые, положивший конец якобы самоизоляции Ирана. Это был первый важный политический визит, который способствовал укреплению отношений с Ватиканом, на помощь которого в Иране полагались вполне серьёзно. Кроме того, это была и первая в истории встреча одного из высокопоставленных шиитских лидеров с главой католиков всего мира. В политическом плане это действительно был мощной прорыв Ирана из полуизолляции, в которой он оказался благодаря США. И конечно, сам Хатами понимал, что поездка в Италию может стать началом новых отношений Ирана с Западом, в которых важную роль будет играть Ватикан и прежде всего Папа Римский Иоанн II. Так оно в будущем и получилось.
Кроме того, именно во время этого визита Хатами предложил миру свою концепцию "диалога цивилизаций", охарактеризовав при этом Италию как мост между исламом и Европой. При этом он, однако, отметил, что Иран не намерен отказываться от принципов исламской революции. И в то же время подчеркнул, что для того, чтобы войти в третье тысячелетие достойно, необходимо, чтобы весь мир приложил усилия по интернационализации демократии. Примечательно, что накануне визита Хатами в Италию вышла его книга "Религия, свобода, демократия", предисловие к которой написал председатель Палаты депутатов Лучано Виапонте. Он высказал мнение, что основа политической теории Хатами близка основным постулатам демократии. Очевидно, что аппеляция Хатами к демократическим ценностям была призвана продемонстрировать поворот Ирана от фундаменталистской закрытости к диалогу с Западом. При этом он неоднократно подчеркнул, что для развития диалога Запад должен признать Восток полноправным партнёром.
С тех пор визиты иранских политиков в Ватикан стали носить более стабильный характер. Ватикан стал играть действительно важную роль в корректировки отношений стран Запада с Ираном по самому широкому спектру проблем, в том числе по вопросу ядерного строительства в ИРИ.
Со своей стороны и Ватикан был заинтересован в развитии отношений с Ираном. Так, в феврале прошлого года во время встречи с министром иностранных дел Ирана Камалем Харрази призвал к расширению отношений между Ватиканом и Ираном в интересах всего человечества. Во время этой встречи, которая проводилась в ознаменование пятидесятилетия установления дипломатических отношений между Тегераном и Святым престолом, Иоанн Павел II заявил: "Уверяю, что отношения с Ираном имеют для нас приоритетное значение, основное направление нашего сотрудничества – диалог народов по вопросам культуры, религии и национальных отношений". Наблюдатели отмечали, что глава Католической Церкви также молился об успехах и процветании Исламской республики Иран.
Как сложатся теперь отношения ИРИ с Ватиканом? Видимо, база, заложенная Иоанном Павлом II, достаточна прочна, чтобы эти отношения остались стабильными. Впрочем, как и налаженные с его помощью отношения между Тегераном и Европой.