Научно исследовательский центр
Революция, которой не было.
Выборы в Киргизии
июль 2005
В понедельник, 11 июля 2005 г., после оглашения официальных результатов президентских выборов формально завершился 15-летний этап киргизской истории, связанный с именем Аскара Акаева, который не принял активного участия в избрании нового главы своей родины.
Новым главой государства стал, как и ожидалось, Курманбек Бакиев, которого часто именуют лидером "тюльпановой" революции в Киргизии. Он набрал около 89 процентов голосов избирателей. По последним сообщениям из Киргизии, подсчёт голосов завершён. Активность населения была очень высока, явка на выборах составила 74 процента, хотя некоторые западные СМИ с этим не вполне согласны. "Фигаро, к примеру. Обубликовала материал под заголовком "Выборы в Бишкеке в атмосфере равнодушия".
Все остальные кандидаты набрали несравненно меньшее количество голосов. Например, 2-е место занял уполномоченный республики по правам человека Турсунбай Бакир-уулу, за которого проголосовали менее 4 процентов избирателей. Глава союза промышленников и предпринимателей Киргизии Акбаралы Айтикеев набрал 3,63 % голосов.
Предвыборная кампания и сами президентские выборы проводились совершенно замечательно – в соответствии с восточной демократической системой, над совершенствованием которой 15 лет работали все киргизские политики, активно используя иностранные средства для развития демократии. Здесь были, например, запреты на агитацию представителям некоторых социально значимых профессий. Руководствуясь интересами демократии, и.о. президента Киргизии Курманбек Бакиев запретил своим указом от 8 июня привлекать к агитационной работе учителей, врачей, студентов, работников социальных служб. Кроме того, местным государственным администрациям не следует приглашать на встречи с избирателями работников коммунальных служб, муниципалитетов и сферы обслуживания, которые могли бы оказать какие-либо услуги на месте встречи или тут же решать проблемы населения. Общественность узнала об указе только 20 июня.
Таким образом, в преддверии президентских выборов новые власти Киргизии пытались якобы нейтрализовать административный ресурс. На выборы, конечно, людей привозили часто организовано. Даже кормили избирателей – из чувства сострадания исключительно, а не в целях агитации – традиция такая. И совсем интересно простодушное откровение председателя Палаты депутатов Омурбека Текебаева. Опасаясь того, что люди, уставшие и разочарованные в новом правительстве, пришедшем к власти не пойдут голосовать, он поведал одному из иностранных журналистов, что в этом случае, по взаимному согласию, наблюдатели шести кандидатов на пост президента договорятся по поводу "вскрытия урн". Однако не для того чтобы смошенничать, а для того чтобы выборы были признаны действительными. "Мы не можем себе позволить, – признается он с обезоруживающим простодушием, – перенести выборы. Власть надо узаконить". Всё этот нам очень хорошо понятно и не вызывает никаких серьёзных вопросов. Это нормально для Киргизии. И не только для неё.
Как бы то ни было, но формально выборы состоялись. Стране нужна какая-то стабильность, какой-то порядок.
Теперь власть Курмаенбека Бакиева, исполнявшего обязанности президента Киргизии после смещения Аскара Акаева, легализована. Или, как принято говорить, стала легитимной. Он был настолько уверен в своей победе, что отказался от предвыборных теледебатов, а вечер 10 июля, по сообщениям СМИ, провел перед телевизором, наслаждаясь поединками боксеров.
Результаты голосования просто феноменальные. Напоминают советские времена, а также недавние иранские выборы президента. С той лишь разницей, что выборы в Киргизии заранее были признаны Вашингтоном законными, тогда как иранские – наоборот. Видимо, уровень развития полунищего, но тюльпановски-революционного киргизского общества действительно во всех отношениях гораздо выше, чем более благополучного и динамично развивающегося иранского. Так, по крайней мере, видится из далекого заокеанского окна. Впрочем, так и надо смотреть на своих людей, которые должны теперь проводить в жизнь идеи американской демократии. Правда, это уже делал некоторое время сам Акаев и его окружение. Видимо, не совсем верно они это делали, а потому их решили сменить. Новый президент, вероятно, исправит его ошибки. А пока в Киргизии, как там говорят, за несколько сомов (местная валюта) можно организовать митинг в поддержку или против кого-то, и что голоса избирателей тоже стоят недорого.
Будем надеяться, как и все киргизы, что Курмаенбек Бакиев – человек действительно бескорыстный, который избежит искушений власти и будет заботиться прежде всего о благе своего народа, который так возненавидел А. Акаева и его семью, что всецело доверил свою судьбу в руки киргизских "революционеров", мечтающих исключительно о процветании своей страны и готовых ради этого пожертвовать своими жизнями.
Конечно, ему должен помочь генерал госбезопасности Феликс Кулов, безвинно пострадавший от семьи Акаева и от врагов киргизского народа. Новая власть, чьи силовые структуры снова оказались под контролем генерала, тверда и лишена сентиментальности, хотя на словах и перед телекамерами новые политические лидеры порой пытаются вызывать жалость к себе у народа, рассказывая, к примеру, об "акаевских" тюрьмах, в которых портится здоровье. У Феликса Кулова, например, появилась аллергия на лошадей, что однако, не заставило его отказаться от своего увлечения верховой ездой. (В том числе и в день выборов, исход которых он, вероятно, знал заранее.) Видимо, когда он при Акаеве заведовал этими тюрьмами, они были намного лучше. Теперь генерал исправит положение в этой сфере. Ф. Кулов – хороший генерал, способный навести порядок в стране, не останавливаясь перед использованием силы. Это показали события последних месяцев и дней, в том числе и при обеспечении безопасности выборов. По широко распространённому в Киргизии мнению, Ф. Кулов действительно способен сохранить в стране порядок, в котором она остро нуждается. Теперь уже любое поползновение на прерогативы власти называются попыткой государственного переворота – и не иначе. Серьёзные демократы приходят во власть в Киргизии.
Интересно, что накануне выборов, председатель Парламента Омурбек Текебаев привёл результаты последнего опроса "Чего ждут киргизы от нового президента?" Оказалось, что по мнению 21 %, он должен снизить уровень безработицы, 20 % избирателей требуют от него обеспечить политическую стабильность, а 21 % – разрешить экономическую ситуацию. И только 2 % опрошенных требуют от главы государства справедливости и честности.
Так формально завершилась "революция тюльпанов", которой не было. По крайней мере жители Бишкека в этом совсем не уверены. Точного же определения найти пока не могут.
Муратбек Иманалиев, дипломат и бывший министр иностранных дел Киргизии полагает, что единственной положительной стороной событий 24 марта является смещение Аскара Акаева. Во всем остальном он видит только "теневые стороны", поскольку "криминальная верхушка частично захватила власть, и ее представители заседают в Парламенте". По его мнению, бывший президент не столько виновен в тех злоупотреблениях, в которых его обвиняет прокуратура, сколько в том, что пустил страну на самотек. "В регионах, – говорит он, – все смеются над тем, что говорят и делают в центре. Политических партий не существует. Гражданское общество ничего не значит. Кланы распределяют между собой или оспаривают друг у друга природные богатства и рынки".
Перед новой властью, уже формально узаконенной, стоят сложные задачи, в успешном решении которых она, однако, вполне уверена. Одно только до сих пор не ясно – почему всё-таки Феликс Кулов не стал выдвигать свою кандидатуру в президенты? Ведь он мог и победить на выборах, судя по той всенародной поддержке, о которой так много говорилось, и по тем связям, которые у него есть с Вашингтоном.