Научно исследовательский центр
Эксперт: Если бы не «прикрытие» Кремля, Лукашенко давно сидел бы не в президентском кресле, а в Гааге
Опубликовано 21:47 26.11.2014
Документ: http://www.regnum.ru/news/1870492.html
«Белоруссия и так могла бы сыграть важную роль связующего звена между ЕС и Евразийским союзом, будучи в составе последнего. Но она во всем хочет вести свою игру», — заявил 27 ноября корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.
Напомним, 20 ноября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что отношения «в формате ЕС — Белоруссия — ЕАЭС» развиваются в политической и экономической сферах. При этом Белоруссия является членом Евразийского союза с 29 мая 2014 г., и упоминание ее отдельно от данной структуры вызвало у многих недоумение. Ситуация обострилась на фоне неоднократных жалоб российской стороны на то, что через территорию Белоруссии в Россию нелегально ввозится продовольствие из стран Евросоюза.
«То, что российское руководство наконец решило принять ответные меры в отношении соседа, свидетельствует о том, что ситуация совсем вышла из-под контроля, царит полный беспредел, — сказал эксперт. — Контрабанда из Белоруссии — это не сегодняшняя новость, этим наши соседи занимаются уже много лет. Причем они даже не пытаются зачастую маскировать свою деятельность. Например, еще не так давно в отечественных магазинах можно было наткнуться на банки маслин, на которых поверх фирменных этикеток наклеены надписи следующего содержания: „Данным на упаковке не верить. Сделано в Белоруссии“. Сейчас в связи с санкциями подобные приемы стали для минских правителей как никогда актуальны. Если Россия не возьмет ситуацию под свой контроль, аппетиты Лукашенко будут только расти, соответственно, взлетит до заоблачных высот и контрабандный товарооборот».
«Что особенно отвратительно в поведении Минска, — сказал Безпалько, — его власть, его независимость держатся в значительной степени за счет поддержки Кремля. Если бы не такое мощное прикрытие, Лукашенко давно бы сидел не в президентском кресле, а на скамье Гаагского трибунала. Или в лучшем случае повторил бы бесславную судьбу Януковича. К тому же его поведение подает нехороший пример остальным участникам Таможенного союза, точнее, Казахстану. На российско-казахской границе мы тоже имеем немалый оборот контрабанды, но он исключительно китайского происхождения. В силу введенных против Москвы санкций тема нелегальных китайских товаров сейчас для нас неактуальна».
«России необходимо четко и ясно дать понять соседям — участникам Евразийского союза: есть общие правила, одинаковые для всех. Хотите прав и привилегий от вступления в союз — извольте блюсти и обязанности, — заключил эксперт. — Нужна отлаженная система пошлин, нужны модернизированные органы контроля над ввозом/вывозом. Нужна, наконец, современная, выработанная специалистами правовая база, чтобы полностью исключить противоречия, лазейки в законодательстве и тому подобное. Пока — восстанавливаем таможенный досмотр. Это называется: „Не хотите по-хорошему — будет по-другому“. Может быть, это хотя бы отрезвит наших белорусских партнеров. Хотя, если элита этой страны не брезгует зарабатывать откровенной контрабандой, — это очень много чего говорит о ее качестве».
Опубликовано 15:52 27.11.2014
Документ: http://www.regnum.ru/news/1870850.html
Россия нарушает нормы Таможенного союза и Евразийского союза, препятствуя потоку нелегального и опасного продовольствия из Белоруссии. Об этом 27 ноября на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко заявил Александр Лукашенко.
«Меня сегодня поведение российских властей не просто удивляет, а удручает. Если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать. Что это за поведение такое?!» — цитирует Лукашенко госинформагентство БелТА. Руководитель республики подчеркнул: действия российской стороны нарушают соглашения, достигнутые в рамках Таможенного союза и ЕАЭС.
«И притом знаете, что обижает? Вот возникнут проблемы у Казахстана, допустим, и Белоруссии одинаковые — один звонок, и все хорошо с Казахстаном. У меня складывается впечатление, что на примере Белоруссии в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то. Но мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить, извините за эту грубость», — сказал Лукашенко, обращаясь к Полтавченко.
Присутствующий на встрече посол России в Белоруссии Александр Суриков предложил провести переговоры, однако руководитель постсоветской республики указал на нежелание российской стороны, отметив: «Это напрочь отметается с российской стороны. Надо было вчера Семашко встретиться с Дворковичем, чтобы наметить какие-то пути. Но у нас есть закон, таможенные соглашения, мы завтра начинаем работу в Евразийском экономическом союзе. Какие могут быть препятствия в поставках товаров?!»
«Мы фактически одна страна. Зачем вы это делаете?» — заявил Лукашенко, напомнив об интеграционных соглашениях, предусматривающих свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
«Если вы считаете, что мы что-то нарушили, мы же без всяких скандалов можем разобраться в этом», — добавил он. Лукашенко сообщил также, что взял на личный контроль ситуацию с ограничительными мерами РФ, применяемыми к поставкам из Белоруссии.
«Три месяца мы на это не реагировали — вижу, что вопросы не решаются, — сказал Лукашенко. — Не надо нас прессовать. Мы были вам надежными друзьями и будем. Но если вы нас начнете щемить, вы знаете, что я терпеть не буду».
«И потом, я не понимаю: вы что, специально это делаете, чтобы подхлестнуть цены в Российской Федерации? Мы же поставляем вам продукцию по самым низким ценам. Но дефицит товаров, особенно мясной продукции, на рынках России — это же рост цен. Зачем вы это делаете? Мне вообще это непонятно», — сказал руководитель постсоветской республики, обращаясь к российским чиновникам.
«Притом нам говорят напрямую, что мы перерабатываем сырье, покупаем что-то на Западе. Но мы договорились с президентом России и с премьером, что это не есть нарушение эмбарго, — добавил Лукашенко, отметив проблемы на Западе со сбытом своей продукции после введения правительством РФ ответных санкций. — Что греха таить, сегодня, когда у них возникли проблемы, особенно у соседей, они готовы по бросовым ценам это сырье отдавать. И спасибо. 100 млн заработает Белоруссия в течение года — это что, деньги? И это что, плохо?» (Судя по оценкам экспертов, Лукашенко как минимум на порядок занизил выгоды официального Минска от «белорусского продовольственного оффшора», — прим. ИА REGNUM).
«Путин говорит: вам никто не мешает, перерабатывайте сырье, но прямого транзита не должно быть. Дошли до того, что поставили в Монголию партию товара, а где-то в Бурятии вернули товар обратно. Но это же поставки в Монголию. Поставляют в Казахстан. Россияне: у нас настороженность, что из Казахстана завезут в Россию. Так вы контролируйте казахов, чтобы они не завезли», — добавил Лукашенко, отметив, что Белоруссии надо возвращать кредиты России.
«Я не понимаю, что происходит, зачем это надо? — возмутился Лукашенко. — Мы три месяца молча пытались что-то сделать, движения никакого нет. Мы же русские люди и должны договариваться».
«Если кто-то из ваших хочет погреть руки на ситуации, поднять цену, то это не наша позиция. Мы народы должны защищать. Сегодня россиянам нелегко, цены поднимаются каждый день, — констатировал Лукашенко. — В Новосибирске возникла проблема с гречкой. Есть у нас возможность — 120 т в Новосибирск мгновенно отправим. Мы стараемся решать ваши проблемы, а вы начинаете нас душить. Нельзя так поступать».
Лукашенко подчеркнул: официальный Минск старается помочь сбить цены на товары в России, предлагая более дешевую белорусскую продукцию. Он посоветовал руководству России разобраться «с разного вида жульем, которое на этом жирует, с торгашами и прочими».
«Нам надо устранять всякие барьеры. Друзей у нас в мире вы знаете сколько. И вы знаете, какая позиция у других государств. Поэтому давайте не терять плечо друг друга», — сказал Лукашенко, обращаясь к Полтавченко и Сурикову.
«Не надо думать, что Белоруссия поменьше, чем Россия, и она ни на что не способна. Мы очень даже многое можем. И мы никогда не бросали Россию. Не бросим и в нынешней ситуации. Мы на этом свою пользу искать не намерены. Это наша Россия, и мы ее будем защищать, как свою территорию», — заявил Лукашенко.
Как сообщало ИА REGNUM, власти Белоруссии на протяжении ряда лет осуществляют политику «мягкой белорусизации», предусматривающей дерусификацию всех сфер общественно-политической жизни, ревизию официальной историографии и др. В 90-е годы Лукашенко неоднократно заявлял, что русские и белорусы являются единым народом, широкую известность получил его афоризм «белорус — это русский со знаком качества». Однако после президентской кампании 2006 года риторика Лукашенко стала меняться и всё больше напоминать речи его идейных оппонентов из лагеря русофобствующей прозападной оппозиции. В 2012 году Лукашенко заявил о наличии прежде неизвестной «белорусской цивилизации», а 22 апреля 2014 года, выступая с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, он заявил: «Мы — не русские, мы — белорусские».
Официальный Минск, декларируя союзнические отношения с Россией, отказался поддержать её во время военного конфликта с Грузией в августе 2008 года. Лукашенко не сдержал своего обещания признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Официальный Минск сразу же после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года сначала де-факто, а затем и де-юре признал киевскую хунту законным правительством, пообещав ей всемерное содействие в условиях гражданской войны и острого конфликта с Россией. Лукашенко долго уклонялся от признания воссоединения Крыма и укорял своих киевских коллег за неспособность воевать с Россией за Крым.
По мнению экспертов, «русскость» у Лукашенко просыпается тогда, когда официальному Минску надо получить какую-либо меркантильную выгоду от России — скидки на нефть и газ, кредиты и торговые преференции, военную и иную помощь. В целом же «госидеологи» Белоруссии прочно стали на путь конструирования «новой идентичности» и формирования этнократического режима по образцу других постсоветских лимитрофных образований из «санитарного кордона» вокруг России.