Поиск

Последние материалы

Наши партнёры



Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Иракские выборы: провал неизбежен

Иракские выборы: провал неизбежен

А.К.Лукоянов

28 января 2005

Выборы в Ираке, назначенные на 30 января, могут быть сорваны. На сегодняшний день всё свидетельствует о том, что даже в том случае, если выборы будут объявлены состоявшимися, таковыми их не признают, прежде всего, иракцы-сунниты. Впрочем, что касается шиитов, то и на их тотальную поддержку рассчитывать не приходится, несмотря на то, что широкие массы шиитов готовы пойти за своими лидерами-сторонниками проведения выборов.

Не готова поддержать выборы и иракская диаспора, справедливо расценивающая их как незаконные, поскольку их проведение планируется проводить в условиях оккупации. К тому даже в этой среде (достаточно образованной) не всем ясно – кого все-таки в Ираке будут выбирать – президента или нынешнего премьер-министра, претендующего на пост главы государства после проведения выборов.

Террористические акты, частота которых возрастает с каждым днём, достигают своей цели – запугать население перспективой взрывов на избирательных участках, которые уже сейчас подвергаются обстрелам.

Тем не менее, США настойчиво следуют выбранному ими пути, несмотря на то, что некоторые американские аналитики рассматривают выборы как предзнаменование начала гражданской войны в стране, "которая будет гораздо более значительной, чем в Югославии" (!), что окажет непредсказуемые последствия не только для Ирака, но для всего для региона и мира в целом.

Время выборов и процедура их проведения вызывают множество нареканий. Подавляющее большинство народа так и не разобралось в целях этого мероприятия и в программах участвующих в выборах партий и организаций. Народ Ирака хотел бы, чтобы выборы привели к стабильности в стране и к выводу оккупационных войск, но понимает, что этого произойти не может.

США не собираются уходить до стабилизации обстановки в Ираке, о чём заявляют влиятельные американские политики. По словам Генри Киссинджера, "то, что будет достигнуто в Ираке, станет определять следующее десятилетие в американской внешней политике". Он также высказал опасение, что неудача в проведении выборов приведет к целой серии общественных потрясений в регионе, когда там попытаются завоевать господство радикалы и фундаменталисты, для которых, по его мнению, наступил благоприятный момент. Хотя такую ситуацию создали сами американцы, пугающие теперь иракцев угрозой гражданской войны после вывода своих войск. И действительно такая угроза существует.

Правда, не совсем понятно, угрозы активности каких фундаменталистов опасаются США – суннитских во главе с Заркауи, объявленным функционером Аль-Каиды, или шиитских, поддерживаемых Ираном? Видимо, и тех, и других. За голову Заркауи, ради тщетной поимки которого была проведена войсковая операция по захвату целого города, было даже назначено вознаграждение, но он пока неуловим, как и Бен-Ладен, хотя действует на территории, оккупированной войсками США и насыщенной их высокопрофессиональной агентурой. Что касается Ирана, то в его адрес уже неоднократно делались предостережения со стороны США о недопустимости вмешательства в дела Ирака, имея в виду предстоящие выборы. Более того, иранскому руководству американцы говорили об этом прямолинейно. Хотя не совсем понятно, чего они от Ирана в данной ситуации ожидают. Иран, ведь, в отличие от многих других мусульманских стран – поддержал идею проведения парламентских выборов в Ираке. И не такой уж он враг США, хотя и никогда не отказывался от своих интересов в регионе, чем можно только восхищаться. Если же ещё и иракские шииты откажутся участвовать в выборах – тогда эти выборы вообще не состоятся. Видимо, единственное, на чём могут настаивать американцы на переговорах с иранцами – на оказании ими давления на тех иракских шиитов, которые прислушиваются к мнению Исламской республики Иран (ИРИ), с тем, чтобы иракцы голосовали по американским правилам.

Ряд влиятельных шиитских лидеров Ирака недавно подтвердил свои прежние заявления о приемлемости светского характера будущего государственного устройства Ирака. Однако по понятным причинам (шиитов около 60 % населения Ирака) оставили без ответа своё отношение к принципу мажоритарного правления в стране, который может обеспечить им легитимную власть в Ираке. С этим, конечно, никогда не согласятся ни сунниты, ни курды, которые никогда не потерпят главенства шиитов. Даже в случае проведения шиитским руководством либеральной политики по отношению к арабам-суннитам и курдам, также в основном суннитам.

Конечно, Иран, как и другие соседние страны, будет использовать предстоящие выборы в Ираке в своих интересах. Как говорит министр обороны Ирака Хазим Шаалан, в Ираке, помимо бывших сотрудников саддамовских спецслужб (в которых он сам ранее служил) и последователей "Аль-Каиды", подрывную работу ведут также сирийские и иранские шпионы. Последние якобы руководят в Ираке "огромной террористической сетью", целью которой является создание в Ираке исламской "фундамендалистской диктатуры". Такого рода заявления связаны, скорее всего, с тем, что в Ираке существует влиятельный шиитский предвыборный блок "Объединенный иракский альянс", многие члены которого этого блока тесно связаны с Ираном. Если же и говорить о "шпионах" в Ираке и о заинтересованных иностранных силах, ими представленных, их круг гораздо шире.

Боязнь усиления после выборов иранского влияния в Ираке породила массу ссылок американских СМИ на "источники в разведке" о миллионе просочившихся в Ирак иранцев, намеренных принять участие в выборах, о том, что иранские власти тратят около 100 миллионов долларов, чтобы обеспечить победу "своим" кандидатам и на поддержку террористов. Сирия и Иран, конечно, утверждают, что никаких террористов они не поддерживают и в иракские дела не вмешиваются.

Дело, однако, не в деятельности этих стран по отношению к Ираку. Ситуация в Ираке накануне выборов определяется в конечном счете не интригами внешних соседей, хотя и без этого не обходится, а внутренней ситуацией в стране, не желающей в основном принимать оккупации иностранными войсками, не способными к тому же обеспечить стабильность и безопасность.

Выборы для Ирака, безусловно, необходимы. Однако, похоже, в сложившейся ситуации никто не знает, как организовать их проведение таким образом, чтобы они носили легитимный характер.

Радоваться такой ситуации в стране могут только политические авантюристы.