Поиск

Последние материалы

Наши партнёры



Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Израиль и Иордания: испытание временем

Израиль и Иордания: испытание временем

                                                                                                       А.М.Трайнин, А.К.Лукоянов

Отношения между Государством Израиль и Иорданским Хашемитским Королевством отражают весь срез исторической диалектики, который существует между арабами и евреями. В то же время Иордания является одним из немногих арабских государств, признавших право Израиля на существование и подписавших с ним мирный договор.

Более того, даже после начала вторжения израильской армии в Ливан в июле с.г. официальный Амман занял фактически лояльную позицию по отношению к Израилю и не осудил тогда его военные акции против организации «Хизбалла». Правда, на экстренной встрече в Каире с президентом Египта Хосни Мубараком король Иордании Абдалла официально осудил вторжение Израиля в сектор Газы и Ливан и потребовал, как сообщило агентство Associated Press, немедленно прекратить нанесение ударов по мирному населению и объектам инфраструктуры, поскольку подобные действия нарушают международные конвенции, и призвал все стороны проявить сдержанность.

В то же время Иордания по-прежнему считает, что «арабо-израильский конфликт остается огромной преградой на пути к стабилизации и прогрессу в нашем регионе и в мире целом». Здесь следует выделить слова «и в мире в целом». Дело в том, что в понимании иорданской стороны палестинская проблема представляет собой такой важный момент истории человечества, который оказывает влияние на политико-экономические процессы во всем мире. И, естественно, отношения Израиля и Иордании имеют, с точки зрения иорданского руководства, принципиальное значение для установления подлинного мира в этом регионе.

Проблема данного конфликта, по мнению монарха Иордании, заключается в том, что «несколько поколений палестинцев живут, испытывая страдания, гнев, чувство безысходности». Именно поэтому, считает король, «арабские страны стремятся к поиску сбалансированного и долговременного решения конфликта: создания свободного, суверенного, стабильного, демократического, добрососедского государства Палестины; возможности для Израиля жить в безопасности и в мире со своими соседями, достижения всеобъемлющего урегулирования и решения проблем, касающихся Сирии и Ливана».

Иордания и Израиль заинтересованы в развитии плодотворных двухсторонних отношений, которые способствовали бы развитию экономик обеих государств. В этой связи отметим, что Иордания располагает значительными месторождениями фосфатов, поташа, известняка, мрамора, каолина. Особо следует отметить предприятия по производству цемента, спрос на который в условиях военного противостояния Израиля с Ливаном и Палестинской автономией очень высок.

Тяжелая индустрия королевства представлена предприятиями по переработке нефти, которая поставлялась из Ирака и приносила Иордании значительные валютные поступления в бюджет, а также предприятиями по добыче фосфатов, спрос на которые очень высок в мире. Легкая промышленность занимается, как правило, изготовлением одежды, которая расходится по всему региону.

Существенный доход в бюджет приносит и сельское хозяйство, участие в котором израильских фирм позволяет значительно повышать эффективность производства таких культур, как пшеница, бобовые, табак, кукуруза, томаты, дыни, оливки, виноград, цитрусовые, бананы и т.д.

В стране создана индустрия туризма, которая получила особенное развитие с середины 90-х годов. Как правило, приезжают из Западной Европы, чтобы увидеть святые библейские места в долинах Иордании. Здесь также задействованы израильские туристические фирмы, которые находят клиентов практически в любой точке земного шара. Но события, связанные с палестинским конфликтом, существенно снижают поток желающих приехать в Иорданию.

Важной, с нашей точки зрения, является система образования в Иордании. В стране насчитывается 20 университетов, где обучаются даже иностранцы. Идеологическая основа образования в Иордании состоит в ориентации на нерушимый мир с еврейским государством, потому что любая война принесет только страдания иорданскому народу и убытки экономике страны.

Поскольку основным стратегическим соседом Иордании является именно Израиль, то естественно, что Иордания стремится к улучшению взаимоотношений с ним. 26 октября 1994 года между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевства был подписан мирный договор. Его основой послужила Вашингтонская декларация от 25 июля 1994 года, в которой было отмечено, что стороны будут стремиться к достижению всестороннего мира на Ближнем Востоке. Базой для договора стали решения Совета Безопасности 242 и 338 во всех их аспектах и дополнениях.

Иордания и Израиль подписали документ, в котором было сказано следующее: «Принимая во внимание важность поддержания и укрепления мира, основанного на свободе, равенстве, правосудии и уважении к фундаментальным правам человека; преодолевая психологические барьеры и уважая достоинство каждого гражданина своей и другой страны; подтверждая согласие с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и признавая их право и обязательство жить в мире друг с другом в пределах безопасных и признаваемых границ; принимая во внимание желание развивать дружественные отношения и сотрудничество между странами в соответствии с принципами международного права, управляющего международными отношениями во время мира, а также желание гарантированной длительной безопасности для государств и в особенности устранения угроз использования силы между ними; принимая во внимание, что в Вашингтонской декларации от 25 июля 1994, они объявляли о завершении состояния войны между ними, стороны договорились установить мир между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевством и обменяться ратификационными грамотами этого соглашения».

Особенно следует отметить вторую статью договора, где сказано: «Стороны признают суверенитет друг друга и будут его уважать, так же как и территориальную целостность и политическую независимость. Кроме того, стороны признают право друг друга жить в мире в пределах признанных границ, которым гарантируется безопасность. Они будут развивать добрососедские отношения между странами с целью гарантировать длительную безопасность, воздерживаться от угроз применения силы друг против друга и решать все вопросы между ними только мирными средствами».

В то же время многие иорданские политики, профсоюзные деятели и даже официальные представители королевского двора предпочитают не слишком много говорить о данном договоре и комментировать его. Как замечает Джумаа Абу-Хакме, председатель Ассоциации промышленников Аммана, "эта тема непопулярна. Ко всему, что касается Израиля.., большинство иорданцев относятся с подозрением".

Кстати, мирный договор имеет и такой нюанс, как защита окружающей среды. В нем, в частности, отмечается, что «Израиль и Иордания признают важность экологии области, ее высокой экологической чувствительности и потребности защитить окружающую среду и предотвратить опасность и риски для здоровья и благосостояния населения области. Они оба признают потребность в сохранении природных ресурсов, защите биологической вариативности и императива достижения экономического роста, основанного на жизнеспособных принципах развития».

Улучшение взаимоотношений с Израилем привело к тому, что многие европейские страны, а также США и Япония начали предоставлять Иордании финансовую помощь. Следует отметить, что США вложили в Израиль миллиарды долларов, а это в свою очередь дало возможность экспортировать продукцию в Иорданию, в первую очередь электроэнергию и товары химической промышленности. Кроме того, после заключения мирного договора ООН стали предоставлять финансовую помощь Иордании.

Хотя Иордания симпатизирует палестинскому народу, она полностью придерживается всех сторон договора с Израилем и не дает никакого повода сомневаться в отношении выполнения двухсторонних соглашений.

Иордания считает, что мирный диалог – самое лучшее, что может дать переговорный процесс, и потому первой поддержала в 2003 году план урегулирования палестино-израильского конфликта - «Дорожную карту».

Следует отметить, что именно Израиль помог создать Иордании так называемые особые промышленные зоны. В результате в 2004 году экспорт составил почти миллиард долларов по сравнению с 7 миллионами долларов в 1997 году в момент их образования.

Причина создания этих зон состоит в том, что, несмотря на подписание договора о мире между Израилем и Иорданией в 1994 году и открытием посольств, фактически возникали споры, приводящие к недоверию и даже враждебности. Это касалось в первую очередь Иордании, где 65% пятимиллионного населения страны составляли палестинские беженцы.

В связи с этим американские специалисты решили, что для гарантии процесса нормализации следует создать семь промышленных центров, которые будут производить не облагаемые налогом товары именно для американского рынка. А в последующем увеличить число этих зон до десяти.

Основным условием такого предложения было участие не менее 8% израильского капитала, 11,7% иорданского и 15, 3% любого – израильского, палестинского, американского или иорданского. В результате реализации этого плана экспорт иорданских товаров на американский рынок стал расти.

В особых промышленных зонах трудятся более 40 тысяч человек на почти 120 предприятиях. В основном, это текстильное производство, но в планах Израиля и США стоят реализация транспортировки иракской нефти уже не как сырья и полуфабриката, а как конечного товара – авиационного топлива, бензина и т.д.

Конечно, у такой инициативы есть и критики. Они утверждают, что Иордании достается малая толика прибыли. Но, как отмечают некоторые политики в Аммане, с 2003 по 2004 годы иорданский экспорт увеличился почти на 60%, а с 2004 по 2005 годы — почти на 70%. И здесь возникает очень интересная особенность – для ввоза сырья и отправки готовых товаров используется морской порт Хайфы, принадлежащий Израилю. И даже тогда, когда израильские докеры устраивают забастовки, причалы Хайфы используются гораздо эффективнее, чем в иорданском порту Акаба.

Именно мирный договор с Израилем позволил Иордании укрепить свое экономическое положение, в первую очередь за счет иностранных инвестиций и присутствия международного капитала. Так, в частности, город Аль-Таджамуат был построен всего за несколько лет у шоссе, ведущего в международный аэропорт Аммана, и превратился сейчас в промышленный центр. Большое количество складских помещений, официальных представительств, отелей для гостей, приехавших с деловыми целями, появились там, где еще совсем недавно паслись стада овец и находились две маленькие деревушки, над которыми возвышались минареты. Как отмечает корреспондент итальянской газеты «Corriere della Sera» Лоренцо Кремонци, «в этом городе имеются медицинский центр, отделение полиции, пожарные, рестораны любого типа, способные удовлетворить вкусы рабочих из Тайваня, Китая, Шри-Ланки и Филиппин. Из 40 компаний, представленных в Аль-Таджамуате, 9 иорданских, 7 индийских, 7 тайваньских и 3 компании из Гонконга».

Более того, именно мирный договор между Израилем и Иорданией послужил основной для тесного сотрудничества американской, израильской и иорданской разведок. Как утверждает Л. Кремонци, «именно иорданские "кроты" передали координаты для американской военной авиации, нанесшей воздушные удары по базам "Аль-Каиды" в Афганистане в 1998 году, когда чудом удалось избежать гибели самому Усаме бен Ладену».

Прозападная ориентация Иордании предопределила ее отношения с Ираном, с которым у нее отсутствуют тесные контакты. Кроме того, спецслужбы королевства неоднократно предотвращали попытки проникновения на израильскую территорию отрядов диверсантов и террористов из соседних стран.

Что касается торговых отношений между Израилем и Иорданией, то они не просто стали набирать обороты, а превратились в мощную программу тесного сотрудничества. Именно поэтому «Центр мира Переса» и израильско-иорданская торговая палата при поддержке фонда Фридриха Эберта инициировали и провели профессиональную инженерно-экономическую экспертизу пограничного перехода между Израилем и Иорданией на реке Иордан.

Из отчета экспертов следует, что существующая инфраструктура перехода, через который проходит основная часть товарооборота между Израилем и Иорданией, неспособна справиться с движением товаров через границу, которое за последние четыре года увеличилось в восемь раз. Если переход не будет модернизирован и расширен, то, как считают специалисты, будет нанесен серьезный ущерб экономическим отношениям и жизненным интересам Израиля и Иордании.

Перемещение грузов через пограничный переход на реке Иордан – узловой пункт в торговых отношениях Израиля и Иордании. Темпы роста товарооборота увеличиваются год от года, и ожидается, что в текущем году товарооборот составит около 5 млрд долларов.

Большинство товаров перемещают сегодня по системе «с машины на машину», то есть иорданский грузовик с товаром въезжает на переход и ждет, пока с израильской стороны подойдет соответствующий грузовик, после чего товары перегружаются с одного грузовика на другой.

В связи с этим израильско-иорданская торговая палата рекомендовала предоставить "зеленый коридор" для грузовиков крупных иорданских фирм, торгующих с США через порт Хайфы. Здесь есть одна особенность: фирмы должны получить разрешение служб безопасности, и лишь тогда они смогут доставлять товар прямо в порт Хайфы.

В то же время в связи с затянувшимся характером военных действий Израилем на территории Ливана и возросшей критикой его со стороны мирового сообщества 7 августа король Иордании Абдалла, как отмечают информационные агентства, сделал резкое заявление в адрес еврейского государства, которое он объявил «причиной всех бед на Ближнем Востоке». Во время своего выступления перед студентами (!) Амманского университета он продемонстрировал фактически новый, диаметрально противоположный подход к ситуации. «С начала израильских атак на Ливан наша позиция была ясна, - сказал Абдалла. – Мы категорически осуждаем израильскую агрессию против Ливана и братского ливанского народа и призываем к немедленному прекращению огня - без оглядки на то, кто первый начал военные действия или кто кому угрожал».

Напомним, что первоначальная реакция иорданского руководства была совсем иной. Иордания не выступала с резким осуждением действий Израиля против «Хизбаллы». Формальное осуждение вторжения Израиля в сектор Газы и Ливан сопровождалось требованием прекратить нанесение ударов по мирному населению.

Таким образом, по мере эскалации кровопролитий в Ливане и несмотря на заинтересованность в развитии отношений с Израилем руководство Иордании оказалось в сложном положении: даже ему, с его проамериканской ориентацией, приходится считаться с мнением большинства арабского мира и с палестинцами. Отношения между двумя странами вступили в полосу новых испытаний.