Научно исследовательский центр
Обновлено (16.00 ) 15.03.7528 г. от Сотворения Мира (=2020 РХ) Солнечный Календарь Руси
К 40-летию Исламской революции в Иране (1978-79 гг.),
В этой связи вспоминаю иранского муллу, который специально дожидался возвращения советских специалистов с работы (в пос. Чогарт около г. Бафк), чтобы демонстративно плюнуть в сторону их автобуса. И плюнул так, чтобы его «героический жест» видели другие иранцы; лозунги "Смерть СССР", "Смерть США", "Смерть Израилю"; улыбающихся мулл, принявших меня за немца; радостные лица простых иранцев, которые рассматривали фотографии казнённых чиновников шахской системы... Быстро казнили и премьер-министра Аббаса Ховейду, не позволив ему написать мемуары. Народ ликовал, рассматривая фотографии мёртвых тел поверженных властителей с пулевыми отверстиями в них...
.
Просим сылаться на автора при использовании данного материала.
"Исламская революция иранских ариев"
Мы публикуем части глав неизданной монографии "Исламская революция иранских ариев", поскольку к этим материалам, к сожалению, уже имели доступ две российские организации (с ноября 2018 г. и с 31 января 2019 г.), которые связаны со структурами политического руководства РФ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С 2019 года – начался отсчёт пятого десятилетия с момента падения иранского монархического государства, существовавшего в течение двух с половиной тысячелетий и рухнувшего в результате революции, которая официальное название «исламская революция».
Казалось бы, что иранская революции уже изучена досконально в России. Однако это совершенно не так. Более того, многие вопросы даже не поставлены, хотя лежат на поверхности. Надо их просто увидеть для начала. Пребывая в повседневной рутине устоявшихся форм и стереотипов мышления бывает очень сложно это сделать. К тому же, занятие это не вполне благодарное. Даже - напротив. В современных условиях Системы РФ гораздо сложнее работать над подобной тематикой, чем было во времена СССР. Прежде всего потому, что государство в таких исследованиях не заинтересовано.
Исследование по теме иранской революции 1978-1979 годов было начато нами ещё в 1979 году - после работы в Иране (1976-1979 гг.) и поступления в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, которым руководил тогда будущий академик Примаков Евгений Максимович.
При Е.М.Примакове ситуация была иная, что обусловливалось особым временем и личностью самого директора Института востоковедения АН СССР (ИВ АН), при котором институт имел большое значение для политического руководства государства.
Основы монографии были заложены во время учёбы в аспирантуре сектором идеологических проблем, которым руководила д.и.н. Полонскоя Людмила Рафаиловна. Сектор входил в состав Отдела общетеоретических проблем, который возглавлял д.и.н. Нодари Александрович Симония.
Опыт работы с этими замечательными людьми и учёными, как и с сотрудниками всего Отдела, переоценить невозможно. Огромную помощь оказывал нам к.э.н. Цуканов Валентин Петрович, который был руководителем сектора Ирана после ухода с этой должности д.э.н. Арабаджана Артёма Завеновича (возглавлял сектор с 1970 г.) до своей командировки в Иран в 1994 г.
Эти замечательные и умные люди, несмотря на формальный диктат идеологии ЦК КПСС в области науки, никогда не боялись говорить правду и находили способы высказывать свои собственный мысли. Более того, они давали возможность делать это даже аспирантам и молодым научным сотрудникам, к мнению которых были принято прислушиваться, если они его аргументировали.
Исламская революция рассматривалась в СССР на официальном уровне как антиимпериалистическая прежде всего. Её не называли «исламской» из идейно-политических соображений (теперь - перекос в иную сторону!).
Данная глупость нас всегда возмущала, о чём мы откровенно говорили руководителю Людмиле Рафаиловне Полонской.
Когда Евгений Максимович Примаков дал задание Отделу подготовить материал по иранской революции, то в нёго был включён и наш пункт об иранской революции как антисоветской, что шло вразрез с «линией партии» и ЦК КПСС.
По этой причине Е.М.Примаков пригласил к себе в кабинет всех причастных к подготовке данного документа, который, по всей видимости, готовился именно для высшего политического руководства СССР.
Встреча закончилась тем, что Е.М.Примакову указали на непосредственного автора «крамольного» положения об антисоветизме иранской революции. Директор подошёл к автору этих строк и переспросил, уверен ли он в том, что написано в аналитической записке относительно Ирана? Получив утвердительный ответ, Е.М.Примаков мгновенно всё понял и поблагодарил «крамольников» за хорошую работу. И всё!
Хотя кто-то, возможно, ожидал и нагоняя за отход от «линии партии».
Такая вот «жуткая цензура» была! Такие жесткие запреты были, что мы могли писать практически всё, что хотели. Более того, наши «крамольные» мысли, оформленные в соответствующие тексты, даже публиковались в малотиражных изданиях института под грифом «для служебного пользования».
***
В 1982 году нами была защищена диссертация «Идейно-политические течения современного Ирана», которая была опубликована в форме монографии под грифом «для служебного пользования». Однако работа по теме иранской революции, получившей в будущем устойчивое название «исламская», продолжалась постоянно.
Занимаясь в последующем иными проблемами (курдскими, афганскими и др.), мы всегда соотносили их с иранской проблематикой, стараясь осмыслить и глубже понять феномен иранской исламской революции, многие аспекты которой ожидают новых исследователей. А вопросов по этой теме остаётся ещё много.
И очень важно правильно поставить эти вопросы, поскольку верная постановка вопроса – это уже половина ответа.
Одним из таких вопросов, которые нам не встречались ранее, является рассмотрение Ирана как страны ариев, государства с 2500 летней монархической традицией, с более чем тысячелетним пластом доисламской культуры, частью которой является монотеистическая религия – зороастризм с единым богом Ахура Ма́зда.
И в этой стране произошла антимонархическая революция, которую возглавило мусульманское духовенство, готовое предать забвению доисламское прошлое древнего народа и создавшее на основе своей логики новое государство – Исламскую республику Иран (ИРИ)
Как это случилось? Что из этого получилось? Какие могут быть дальнейшие последствия?
Попробуем найти на эти и другие вопросы хотя бы частичные ответы.
В полном объёме ответить на многие вопросы сегодня не представляется возможным, а тем более - в рамках одного исследования.
На наш взгляд, уже само название работы - «Исламская революция иранских ариев»- даёт некоторые подсказки для ответов.
Глава 1
(ниже - только фрагмент главы: полный вариант - 40 страниц)
ИРАН СТРАНА АРИЕВ
Современный Иран является наследником древней и могущественной державы ариев, что является безусловным фактом, который часто игнорируется исследователями или используется ими исключительно в качестве простой исторической данности. Однако, этот факт, с нашей точки зрения, целесообразно учитывать при исследовании многих современных проблем, связанных с этой древней страной и её народом.
Ниже мы приведём несколько общеизвестных и, на наш взгляд, очевидных фактов, которые в своей совокупности создают очень интересную и необычную картину.
Уже само персидское слово «Иран» (перс. ایران) переводится на русский язык как «страна Ариев».
Тем не менее, до 1935 года это государство в европейских странах принято было называть «Персия», по названию исторической области Парс, которая находится в южном Иране у Персидского залива. Именно эта земля является исторической родиной персов, которые создали великие империи Ахеменидов (VI - IV века до н. э.) и Сасанидов (III - VII века н. э.). Сегодня эта территория является одной из провинций Ирана под названием «Фарс».
В настоящее время, согласно иранским данным, персы составляют 51% населения Исламской Республики Иран (ИРИ).
Персы – это государствообразующий народ. Без персов не могло и не может быть Ирана как государства, а тем более – как державы. И это прекрасно понимают иранские власти, к какому бы этносу они ни принадлежали лично.
Ещё во времена династии Ахеменидов государство персов официально именовалась «Aryanam Xsaoram», что на древнеперсидском языке означает «держава ариев».
В эпоху династии Сасанидов (224-652 г. н.э.), непосредственно перед арабо-исламским нашествием, страна официально называлась «Ираншахр», что может переводиться как «страна Иран».
Даже в период правления тюркской династии Каджаров (правила государством с 1795 по 1925 год) страна официально называлась Ираном, а точнее - «Высочайшее государство Иран» (доулат-е `Aли-йе Иран).
На смену Каджарам пришла династия Пехлеви (1925 по 1979 гг.), основателем которой стал полковник Реза Пехлеви, провозгласивший себя шахом. В 1935 году, через 10 лет после своей коронации, он через Лигу Наций добился права использовать для обозначения страны слово «Иран» вместо термина «Персия» на том основании, что его подданные используют для обозначения своей страны именно слово «Иран», а себя именуют соответственно «ирани» (иранец, иранка).
При этом шах отмечал, что собственно персы являются лишь одной из нескольких индоиранских этнических групп в Иране.
При династии Пехлеви Иран стал официально именоваться Шахеншахское Государство Иран (Доулат-е Шахеншахи-йе Иран), а монарх взял себе древний титул иранских царей - «шахеншах» («царь царей»). Более того, шах стал именовать себя «Арья Мехр» - «Солнце Ариев».
"Мы, восточный народ,- говорил Мохаммад Реза Пехлеви, - но мы – арийцы… Мы азиатское арийское государство, и наш склад ума и философия близки к умонастроениям и философии европейских государств, и прежде всего Франции".[i]
В этой связи интересен имперский штандарт наследного принца Ирана. На нём изображён двуглавый орёл, головы которого обращены на Запад и на Восток и увенчаны коронами. Поверх них расположена третья корона – большего размера, похожая на корону шахеншаха Пехлеви.[ii]
Такая позиция объяснятся просто; монархи династии Пехлеви решили следовать курсом возрождения былого величия Ирана, который некогда был величайшей мировой империей.
В начале 60-х годов во внешней политике Ирана был провозглашен "новый курс", что означало проведение более самостоятельной политики, отказ от односторонней внешнеполитической ориентации и переход к балансированию между «Западом» и «Востоком».
Политический курс «Солнца Ариев» получил название "позитивный национализм", который отличался прагматизмом. Эта политика, как заявил шах в 1962 году, "основывается на защите наших (иранских - АЛ.) прав и интересов и на союзе и сотрудничестве с Западом.[iii] В 1975 году он уточнил, заявив следующее: "Наша внешняя политика основывается прежде всего на интересах нашей собственной страны. Мы не пытаемся угождать другим".[iv]
Ярким примером иранского прагматизма может служить отказ Ирана в октябре 1973 года присоединиться к нефтяному бойкоту ОПЕК, который эта организации объявила государствам, поддерживающим Израиль. Иран продолжал поставки нефти на мировой рынок. Шах стремился использовать любую возможность, чтобы ускорить развитие своей экономики и его не устраивала перспектива сокращения доходов от нефти. Шах говорил: "Мы не смешиваем коммерцию с политикой. Мы поставляем нефть тем компаниям, которые покупают её у нас. После того, как танкер нагружен, нам все равно, куда её увозят. Такова наша политика" .[v]
Мохаммед Реза Пехлеви, вопреки желаниям арабских стран, наладил дипломатические отношения с Израилем. Помимо того, что шах поставлял в Израиль нефть, он закупал его товары и использовал опыт его специалистов для создания Организации информации и безопасности страны, известной как САВАК (ساواک ). САВАК – это аббревиатура от персидского названия спецслужбы- «Sazman-e Ettela’at va Amniyat-e Keshvar» - سازمان اطلاعات و امنیت کشور САВАК была создана на основании закона от 20 марта 1957 года, который был утверждён парламентом (меджлисом) 18 октября 1957 года. Эта организация формировалась при активной помощи американской ЦРУ, британской MI-6 и израильской МОССАД, п также при содействии французских спецслужб. САВАК предназначалась для борьбы с любой оппозицией режиму и была обладала самыми широкими полномочиями для работы как внутри страны, так и за её пределами.)
/Факт участия Израиля в создании САВАК позже использовался клерикальным мусульманским духовенством для критики шаха как «пособника политики сионистов», с которыми оно позже само успешно сотрудничало в поставках американского оружия в Иран во время войны с Ираком. (Этот политический скандал получил в США название Иран-контрас или «Ирангейт», по аналогии с «Уотергейтом»)./
Иран принимал активное участие в создании Организации стран экспортёров нефти (ОПЕК) и в формировании её политики с государствами Запада на более справедливых условиях, что предполагало повышение цен на нефть и увеличение отчислений за право её добычи. В 1973 году шах добился передачи собственности Международного нефтяного консорциума (МНК) Иранской национальной нефтяной компании (ИННК). При этом он гарантировал консорциуму поставки ему нефти в течение 20 лет, но с отчислениями 60 % суммы прибылей в пользу иранского государства. В результате повышения цен на нефть нефтяные доходы Ирана выросли за три года почти в десять раз: с 2,4 млрд долл. в 1972 году до 20 млрд. долл. в 1974 году.
Кроме того, шах планировал установить полный контроль над Персидским заливом. И он шёл к решению этой задачи достаточно успешно, находя общий язык с арабскими соседями даже после занятия им трёх островов в Ормузском проливе. Шах сумел даже с Ираком решить спорные пограничные вопросы и заключил с ним соглашение в 1975 году.
При этом свою политику в регионе шах представлял как исключительно отвечающую интересам всех стран Персидского залива, который он обещал превратить в «зону абсолютного мира без иностранных баз».
«Солнце Ариев» не сумел реализовать свои грандиозные планы. Он был свергнут в результате исламской революции 1978-1979 гг. Парадокс заключался в том, что его свергли те самые иранские арии, которым он обещал возрождение величия Ирана и рост их благосостояния.
Парадокс «Солнца Ариев» заключался в том, что на протяжении многих лет монархия достаточно успешно воспитывала иранцев в духе иранского национализма как наследников великой цивилизации. Шахом была даже выпущена книга «К великой цивилизации».
Иранцы действительно стали постепенно ощущать себя наследниками великой цивилизации, и даже самые простые иранцы стали ходить с гордо поднятой головой. Если раньше прислугу можно было спокойно возить в багажнике машины, то позже такого уже не наблюдалось. На это обстоятельство обращали внимание советские специалисты, которые имели возможность на личном опыте сравнить персов в разные периоды 60-х и 70-х годов. В то же время, в реальной жизни они испытывали возмущение тем обстоятельством, что иностранцы (прежде всего американцы) не считали их таковыми, не считались с их традициями, не подчинялись иранским законам и получали за одну и ту же работу гораздо больше денег.
«Солнце Ариев» не сумел стать таковым для своего народа. Он не оправдал ожиданий иранских ариев на ту лучшую жизнь, которую шах им обещал. И эти же арии, которые в начале 60-х годов поддерживали в подавляющем большинстве монарха за его реформы, выступили против него в конце 70-х годов ХХ века.
Мохаммед Реза улетел из Тегерана в Египет 16 января 1979 г, затем в Марокко, потом на Багамы в Мексику, затем в США на лечение ( неходжкинской лимфомы). Власти Ирана требовали у США выдачи шаха, что, с нашей точки зрения, выглядит несколько странно. В ответ США отправили свергнутого монарха сначала в Панаму, а затем - в Египет. Там, в американском госпитале, ему оказали срочную медицинская помощь (усилиями доктора Майкла Дебейки). В этом же госпитале Мохаммад Реза Пехлеви и умер 27 июля 1980 года. Ему было 60 лет.
При исламском республиканском строе новые власти Ирана первоначально решили отвергнуть буквально всё, что связано с монархическим прошлым страны, т.е. с доисламским периодом истории Ирана. Более того, новые власти во главе с Хомейни пытались даже максимально арабизировать персидский язык, запрещать шахматы и «Шах-наме» великого Фердоуси , стихи Омара Хаяма как безбожника и т.п.
Сделать это, однако, оказалось невозможным в силу уважительного отношения иранцев к своей великой древней истории, которая более величественна, нежели её древний исламский период - период раздробленности, поражений и унижений.
После смены политического строя в Иране персы не перестали быть арийцами, о чём свидетельствует то доисламское наследие, к которому даже многие глубоко верующие мусульмане-шииты относятся с глубоким уважением. Ярким и наглядным примером этого может служить отель с названием «Арья» (Арий), в священном для шиитов городе Кум.
Характерно, что отель с таким светским названием расположен буквально в нескольких шагах от усыпальницы святой Фатимы Масуме (перс. حرم فاتمه معصومه, Hаram-e Fateme Masume), дочери седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима.
В октябре 2007 года мы сделали фото этого отеля в Куме, которое находится в нашем распоряжении.
Самым главным для иранцев мавзолеем является, конечно, мавзолей Куроша Великого из династии Ахеменидов (правил 559-529 гг. до н.э.), основателя великой империи, простиравшейся от Египта до реки Инд.
Курош Великий (Курош-е Кабир کبیر کورش) известен каждому иранцу. Отношение к нему может быть различным, но все иранцы сходится в одном: это - великий предок, который известен не только как завоеватель новых земель и покоритель соседних народов во имя иранской империи.
Этот незаурядный человек вошёл в историю и как автор «Манифеста Куроша», который исследователи Древнего Ирана считают первой в истории Декларацией прав человека.
Именем Курош иранцы до сих пор называют своих детей. Кстати, иранцы не относятся к разряду тех народов, которые забыли свои исторические имена, заменив их арабскими как мусульманскими.
(
В российских востоковедных и иных исследованиях этого великого человека до сих пор упорно именуют словом «Кир» или «Кир Великий», что является оскорблением для иранцев. Назвать так основателя великой иранской империи равносильно тому, если российского императора Петра Великого назовут Фаллосом (из трёх букв) Великим. Мы решили отметить это именно в тексте книги в надежде на то, что российские исследователи перестанут повторять эту нелепость. Исток этой нелепости, видимо, лежит в неверном переводе российскими историками персидского имени Курош с древнегреческого «Κῦρος» или латинского «Cyrus».)
Иранцы провинции Фарса, где по большей части проживают персы, после свержения монархии в 1979 году сумели не допустить реализации идеи мусульманских радикалов по разрушению как древней столицы Персеполь, так и усыпальницы Куроша Великого в Пасаргадах, ещё более древней столице, расположенной в 60 км. от города Шираз. (Согласно данным древнегреческого историка Страбона, город был основан примерно в 546 г. до н.э.) Более того, по прошествии многих лет мавзолей Куроша был повторно отреставрирован. Предпоследний раз его реставрировали к празднованию «2500-летия персидской монархии». К сожалению, реставрационные работы были проведены тогда с ошибками, в результате которых гробница Куроша постепенно разрушалась. В 2003 голу мавзолей снова начали реставрировать, эта работа продолжалась несколько лет и завершилась в 2008 году. Сам факт реставрации усыпальницы великого монарха свидетельствует как об изменении позиций руководства ИРИ в этом вопросе, в том числе и о более рациональном подходе властей к историческим памятникам как к объектам туризма, приносящим прибыль в казну. Кстати, билет к мавзолею для иностранцев стоит в 7,5 раза дороже, чем для иранцев.
29 октября (7 абана по зороастрийскому календарю) в Иране отмечается День Куроша Великого как основателя великой Персидской империи, которая объединила большинство стран Ближнего и Среднего Востока. Этот день выбран в честь вступления Куроша II в октябре 539 г. до н.э. в покорённый Вавилон, где ему была оказана торжественная встреча.
Этот праздник был учреждён по инициативе Института спасения Пасаргад, однако не имеет какого-либо официального статуса. Он отмечается в основном в Иране, где желающие почтить память царя приходят к гробнице Куроша Великого. Так этот день празднуют иранские общины за границей, например, в США и Великобритании.[vii] И это не случайно, поскольку после исламской революции в страны Запада уехало большое число иранцев, которые не только не разделяют исламские идеи Исламской республики, но и откровенно выступают против ислама как вредного для Ирана и больше симпатизируют зороастризму, считая себя потомками древних ариев. Судя по фотографии отеля «Арии» из Кума, иранское шиитское духовенство также не отделяет себя от этого древнего народа.
К мавзолею Куроша иранцы приходят и в Ноуруз. Причём, приходят часто в национальных доисламских одеждах. Девушки – в красочных нарядах, без традиционного черного хеджаба. Мавзолей украшается цветами.
В 2016 году в День Куроша Великого в Пасаргадах прошла молодежная демонстрация, участники которой скандировали: «Курош - наш отец, Иран - наша страна» (Курош - педар-е ма! Иран – Кешвар-е ма!». При этом манифестация сопровождалась критикой правительства Ирана. На видео не заметно ни одной женщины. Видимо, манифестанты опасались полицейских мер. [viii]
В последующем власти стали запрещать проведение манифестаций у мавзолея Куроша.
Интересна позиция критически мыслящих жителей Шираза в отношении усыпальниц арабов, которые почитаются многими иранцами как священные места. Эта категория персов рассматривает арабов как завоевателей, поскольку они пришли в Иран с оружием в руках и убивали предков ширазцев.
Важно отметить, что несмотря на приверженность властей исламским идеям, они считают себя прежде всего иранцами, персами. И это находит своё отражение в вопросе о названии Персидского залива, который соседи-арабы упорно называют Арабским Заливом (это официально используется в Лиге арабских государств и в документах ООН на арабском языке), что в Иране вызывает возмущение и протесты на официальном уровне.
После исламской революции представители исламских клерикальных кругов предложили использовать термин «Исламский залив» или «Мусульманский залив». С предложением использовать термин «Мусульманский залив» выступал и председатель Верховного суда Ирана аятолла Садек Хальхали во время своего визита в ОАЭ в 1979 году. Правда, вскоре от этой идеи отказались, поскольку в 1980 году мусульманский Ирак вторгся в Иран.
В феврале 2010 года Иран пригрозил закрыть своё воздушное пространство для тех иностранных авиакомпаний, которые не используют термин «Персидский залив».
30 апреля 2010 года в Исламской республике Иран отметили Национальный день Персидского залива, который был отпразднован по всему Ирану, особенно в прибрежных городах Персидского залива. Накануне праздника в иранской прессе появилось сообщение о предстоящих пышных торжествах в городе Бандар-Аббас, с демонстрацией исторических карт и документов. Планировалось также поднятие иранского флага над португальской крепостью на острове Ормуз (перс. Хормоз) в память об утверждения права Ирана на Персидский залив.[ix]
Исламские власти современного Ирана, как мы видим, постепенно возвращаются к тем своим древним историческим ценностям, которые могут быть полезны для будущего страны и государства. Процесс этот идёт сложно, медленно, но он идёт. И это можно наблюдать и ощущать. Например, Иран даже планирует проведение археологических исследований в соседних государствах, входивших некогда в состав империи древних ариев.
Конечно, это делается не ради научных изысканий. Во власти Ирана находятся люди очень практичные и рациональные, чтобы не тратить средства без надежды на получения политических дивидендов.
Конечно, речь не идёт о восстановлении прежней монархии в Иране. По крайней мере, на ближайшую перспективу такого не предвидится.
© А.К. Лукоянов, 2019