Научно исследовательский центр
Финансовая политика Исламской Республики Иран
А.М. Трайнин, А.К. Лукоянов
10 марта 2006 г. Исполнительный комитет Международного валютного фонда (МВФ) повел итоги выполнения финансового плана развития Исламской Республики Иран с 1 января 2001 г. по 2005 г. Оказалось, что за этот период (третий пятилетний план развития) реальный рост валового внутреннего продукта достиг в среднем 5,5 процента в год.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства; основной показатель в системе национальных счетов. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг как в материальном, так и в нематериальном производстве за определенный статистический период (обычно за год).
Под конечным производством понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Продажа промежуточной продукции при подсчете ВВП не учитывается. Это означает, что ВВП можно определить, подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми участниками экономической деятельности. (Для сравнения: в Великобритании рост этого показателя составил 2,7%, в Канаде — 3,3%, В США — 2,8%, во Франции — 1,9%, в Японии — 0,8%. В Германии объем ВВП снизился на 0,3%, в Италии — на 0,2%.)
Это (рост ВВП) отразилось на повышении макроэкономических индикаторов. Напомним, что макроэкономические индикаторы — это макроэкономические показатели, отражающие состояние национальной экономики.
Рост ВВП Ирана на 5,5% привел к уменьшению безработицы, повышению социальной защищенности населения. Условием для этого стало благоприятное положение в нефтяном бизнесе, стимулятором которого послужил непрекращающийся спрос на нефть.
Кроме того, за 2001–2003 гг. увеличилась открытость иранской экономики, что ранее было главным препятствием для привлечения инвестиций в экономику страны.
В то же время экономике Исламской Республики Иран предстоит преодолеть еще достаточно много препон. Дело в том, что вся экономика страны практически полностью зависит, как утверждают западные специалисты, от ситуации с нефтью. В случае конфронтации с мировыми державами прослеживается и такой вариант, как отказ от закупки иранской нефти западными странами.
Хотя такой вариант представляется весьма проблематичным, однако он имеет право на существование, так как рассматривается практически всеми развитыми странами, объединенными в своеобразный клуб «восьмерки».
Другим важным фактором давления на развитие экономики Ирана является рост народонаселения, обеспечение которого требует новых дополнительных финансовых ресурсов.
Правительство Ирана проводило решительную экспансионистскую финансовую и валютную политику, которая позволила удерживать инфляцию на уровне 15 процентов. Поясним, что под экспансионистской финансовой политикой подразумевается расширение государственных расходов и снижение налогов. В свою очередь, экспансионистская денежно-кредитная политика связана с расширением обращения денежной массы. Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяются покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для иранской экономики в настоящее время наиболее актуальны.
Экспансионистская политика требует жесткого контроля над ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок налогов. Понижение эффективности и, как следствие, рост инфляции обусловлены в первую очередь довольно большим административным аппаратом.
Кроме того, снижению эффективности экономики страны способствуют широко распространенная закрепившаяся система субсидий, то есть доплат государства на социальные программы населения, и относительно низкая загрузка трудозатрат в экономике. Однако под влиянием благоприятных внешних условий и решительной политики экспансии в 2005–2006 гг. после временного замедления в предыдущем финансовом году начался новый экономический рост.
Усиление роли государства в нефтедобыче и реализации нефтепродуктов приводит к реальному росту ВВП за 2005–2006 гг. до 6 процентов.
Правда, в Иране высок уровень безработицы, которая составляет около 11 процентов, что выше, чем в промышленно развитых странах, и негативно сказывается на экономике страны. «Результаты исследований Центра статистики Ирана свидетельствуют о том, что весной 2005 г. уровень безработицы в стране составлял 11,9 процентов, а летом эта цифра снизилась до 10,9 процентов», — заявил руководитель ЦС ИРИ Махмуд Навабпур.
Как сообщало информационное агентство ИРНА от 24 октября 2005 года, «значительный уровень безработицы является одной из основных проблем экономики Исламской Республики. Высокие темпы прироста населения страны в 80-х и в начале 90-х гг. привели к тому, что в настоящее время в Иране на рынок труда выходят много молодых людей, которых экономика страны не может обеспечить рабочими местами».
По уровню безработицы в 2004 г. на первое место вышла Германия, где этот показатель составил 11,7% численности экономически активного населения страны. На втором месте — Франция (9,6%), на третьем — Россия (8,2%). В Италии, по предварительной оценке, уровень безработицы составлял 8%, в Канаде — 7,2%, в США — 5,5%.
Правительство Ирана старается замораживать цены на определенные виды товаров и социальные услуги, развивая программы по обеспечению населения доступным продовольствием. Усиливается контроль обменного курса иранской валюты. Но недостаточно мощно идет внедрение в промышленность новых передовых промышленных гражданских технологий, чего никак нельзя сказать о военных программах, где доминирует самая передовая научная мысль.
Все это позволяет специалистам заявлять о снижении уровня инфляции в 2005–2006 гг. до 13 процентов.
(В июне 2005 г. инфляция по отношению к июню 2004 г. составила в России 13,7%, Великобритании — 2%, Германии — 1,8%, Италии — 1,8%, Канаде — 1,7%, США — 2,5%, во Франции — 1,7%. В Японии за этот период зафиксирована дефляция в размере 0,5%.)
Для поддержания политики доверия к правительству Ирана среди населения увеличиваются суммы субсидий, чему, конечно, способствует высокой доход от реализации нефти. Однако внутренний дефицит бюджета все-таки присутствует из-за ускоренного развития программ, не дающих пока никаких финансовых отдач, например, космическая промышленность.
Как отмечают некоторые специалисты, несмотря на внешнюю слишком политизированную ситуацию относительно так называемой ядерной программы Ирана и развитие ракетостроения, внешние условия в то же время остаются благоприятными для финансовой политики Центрального банка. Так, в частности, он очень эффективно проводит курс на укрепление национальной валюты.
Продолжается рост иранского экспорта, поэтому правительство планирует повысить процент роста ВВП до 6,5 с учетом того, что валютные запасы страны составляют приблизительно 50 миллиардов долларов.
(Япония продолжает удерживать лидерство по объему валютных запасов в мире — 839,7 млрд долл. Ее догоняет континентальный Китай, чьи международные резервные активы быстро растут и уже достигли 711 млрд долл. На третьем месте — остров Тайвань с 253,6 млрд долл.)
Большим преимуществом экономики ИРИ является относительно низкий внешний долг. В 1999 г. он составлял 12 млрд долларов США. Иран планировал погасить его в ближайшие годы. Об этом заявил управляющий Центральным банком ИРИ Мохсен Нурбахш. По его словам, своевременное погашение внешней задолженности во многом напрямую зависит от создания условий для иностранных инвесторов в свободных экономических зонах Ирана. Однако погасить внешний долг Ирану не удалось. Напротив, к концу января 2003 г. внешний долг Ирана составил 23,438 млрд долларов, причем в нее не входят процентные выплаты по кредитам. Об этом открыто заявил заместитель управляющего Центральным банком Ирана Акбар Кимияни. В то же время он отверг озабоченность некоторых депутатов парламента Ирана, а также экономических экспертов, которые считают, что внешний долг Ирана начинает приобретать угрожающие размеры. За последние годы, отметил Кимияни, резервы твердой валюты и золота Центробанка Ирана достигли беспрецедентного уровня за всю историю страны. Этот внешний долг будет выплачен правительством, которое намерено выполнять взятые на себя обязательства. Более того, Центробанк готов к пересмотру структуры этих выплат, как кратковременных, так и долгосрочных.
Однако уже в 2005 г., по данным информационного сайта журнала “Экономист” за ноябрь т.г., внешний государственный долг Ирана должен был вырасти на 2,1 млрд долл. США и составить 16,9 млрд долл. США. Специалисты журнала “Экономист” предполагали, что в ближайшие годы внешний государственный долг Ирана будет расти.
По всей видимости, прогноз оправдывается, поскольку на начало 2006 г. внешний долг Ирана, по оценкам некоторых экспертов, оценивался уже в 16 млрд долл. При этом золотовалютные резервы оценивались ими в 13 млрд долл. (Золотовалютные резервы — резервы драгоценных камней, золота и других драгоценных металлов, стоимость которых выражается в одной из мировых валют, в данном случае — в долларах.)
Для нас в данном случае важен иной момент, а именно тот факт, что Центральный банк страны увеличил нецентрализованные закупки иностранной валюты с целью полной стабилизации внутреннего курса национальной валюты, что, в принципе, и удается.
Однако ожидаемое замедление роста денежной массы достигнуто не было, так как указанные выше нецентрализованные закупки валюты лишь частично возмещали процент понижения инфляции из-за снижения доступа банков к средствам кредитования, в то время как использование ценных бумаг Центрального банка не позволяло в достаточной мере без ущерба для экономики допускать излишек ликвидности. То есть цель — замедление роста массы денежных средств, достигнута не была.
Выводы
Политика финансирования экономики Ирана претерпевает значительные изменения. Она стала ориентироваться на западные стандарты рыночной экономики.
Происходит переосмысление государственной политики финансирования, выявление «узких мест» и выделение новых направлений эффективности общественного производства, то есть постепенный отказ от приоритетов нефтяной промышленности.
Рост ВВП ИРИ позволяет констатировать усиление развития наукоемких производств, пусть даже и военного характера, в результате чего финансирование приобретает многонаправленный характер, отражающий становление независимой экономики.
Финансовое положение ИРИ в данный момент при всех самых критических замечаниях является достаточно стабильным и позволяет совершенно безболезненно переходить к новым формам инвестирования производства в условиях рынка.