Поиск

Последние материалы

Наши партнёры



Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Армянский "Скиталец"(Нжде) и Нацизм

К вопросу армянского самосознания

Гареги́н Егише́вич Тер-Арутюня́н

( арм. Գարեգին Եղիշեի Տեր-Հարությունյան)

Псевдоним  – Нжде (в переводе означает - скиталец)

Герой армянского национально-освободительного движения начала XX века, армянский военный и государственный деятель. Основоположник цехакронизма — концепции армянской националистической идеологии. 

В 71 годовщину победы над нацистской Гермпанией в Ереване открыли памятник армянскому военному и государственному деятелю Гарегину Нжде, который во время Второй мировой войны сотрудничал с Третьим рейхом.

Опубликовано: 28 мая 2016 г.

На открытие памятника Гарегину Нжде  лично  присутствовал президент Армении Серж Саргсян.

Открытие этого памятника вызвало неодобрительбную реакцию МИД РФ, который снова что-то промямлил.

Хотя ранее, в 2012 году на территории Армянского храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Армавир  с разрешения властей РФ была установлена мемориальная табличка Гарегину Нжде. На церемонии торжественного открытия выступил даже чиновник Системы РФ, советник главы администрации города Армавир Владимир Павлюченков. Смешно и печально.

Телеканал Звезда и армянобандеровцы

Опубликовано: 21 нояб. 2017 г.

***

Нжде против Баграмяна

Маршалы Сталина. Иван Баграмян

Этот материал https://www.youtube.com/watch?v=FE0JBYKDodU удалён из свободного доступа Сети

***

В 1933 году Нжде участвовал на 12-м Собрание Армянской Революционной Федерации, на котором присутствовали почти все известные армянские деятели в эмиграции. Нжде там представлял армянских эмигрантов Болгарии. Им было предложено несколько пунктов для организации армянской эмиграции с целью борьбы с против Турции и большевиков. Основной задачей он считал организацию армянской молодёжи, с этой целью летом 1933 года он поехал в США[11].

В рамках Дашнакцутюн Гарегином Нжде в том же году была создана молодёжная организация, группа «Цегакрон», характеризуемая политологом Волкером Якоби, как прото-фашистская, позже переименованная в «Армянскую молодёжную организацию»[en][12]. В США, в местах компактного проживания армян, им были созданы Клятвенные Союзы (Цегакрон Ухтер). В Болгарии, Германии, Румынии, в Греции и во Франции были открыты филиалы организации[11]. При создании Цегакрона Нжде был в основном вдохновлён преобладающими в 1930-х годах расистскими теориями и идеологиями[13].

Название «Цегакрон» происходит от слов «раса»[уточнить] и «религия» Противники дашнаков считают это «расовым поклонением», с четкой коннотацией фашизма, сторонники переводят как «преданные расе», «последователи расы». Его основной идеей было создать у североамериканской молодежи связь с четким понятием национальной идентичности. Основная мысль заключалась в том, что прежде всего следует рассматривать нацию[14]. Нжде пропагандировал «расовый патриотизм», как «естественную и логичную реакцию против чуждой среды, которая угрожает самому существованию нашей расы». Стиль и лозунги его движения вторили фашистским движениям Европы. В униформе использовались два из трех цветов триколора павшей республики, синие рубашки и оранжевые платки. По словам Нжде: «Отрицание флага означает отрицание нашей идентичности. Мы не можем быть нейтральными в этом вопросе. Ибо, если мы останемся нейтральными, то, что станет с идентичностью армян за пределами родины»[15]. По мнению Томаса де Ваал, Нжде имел подлинно фашистский уклон, создавая эту организацию[16].

Им в Софии 1935 году была опубликована работа «Американское армянство — Род и его отребье», а также значительное количество статей, в одной из которых он писал[11]:

 

Если по сей день наш народ получает лишь удары и трагически неспособен дать отпор — причина в том, что он не живет как род… Цегакронство — вот панацея, без которой армяне останутся политически самой обездоленной частью человечества.

 

Этим Нжде было положено начало теории «Арменизма». Девизом организации являлось «Армению — армянам», а целью создания — «Воспитать родопочитающее поколение, представители которого жили и действовали бы как подданные и воины своего рода, где бы они ни были и какое бы социальное положение ни занимали»[11].

Печатным органом «Цегакрон» становится эмигрантская газета «Размик», которая начала издаваться Нжде вместе с Айком Асатряном в 1937 году[17].

Нжде противопоставил «Цегакрон» партии «Дашнакцутюн», политика которой, по его мнению, была нерешительной[18]. Начиная с середины 1935 года начинается обострение отношений между «Цегакрон» и «Дашнакцутюн». По мнению лидеров «Дашнакцутюн», «Цегакрон» являлась молодёжным крылом партии, что позволяло не считаться с его руководством. Обострение отношений имело место также между Нжде и руководителем Бюро АРФ Рубеном Тер-Минасяном[en]. По мнению Тер-Минасяна, созданная Нжде организация опасна для армянства и может привести к расколу партии изнутри[11].

Согласно мнению многих исследователей[19], когда, по мнению «Дашнакцутюн», взгляды Нжде стали экстремистскими, фашистскими и расистскими, он был исключён из партии[12][14]. Это произошло в 1938 году на 13-м Собрании «Дашнакцутюн». Позже со стороны «Дашнакцутюн» предпринимались попытки вернуть Нжде, как, например, в 1939 году, когда генерал Дро пытался убедить его вернуться и подчинить «Цегакрон» «Дашнакцутюн», но Нжде отказался, однако заявив о намерение сотрудничества с партией с целью решения общеармянских проблем[11].

Нжде содействовал Айку Асатряну при создании в конце 1937 года идеологии эмигрантской организации «Таронаканутюн» (Таронство), основывавшейся на идеях национализма, а также поддерживавшей и развивающей идеи арийского происхождения армян. Официальным печатным изданием организации являлся еженедельник «Таронский Орел» («Тарони Арцив»). По своей идеологии это движение мало чем отличалось от «Цегакрона». В начале Второй мировой войны, началось формирование полувоенных разведывательно-диверсионных групп из членов «Цегакрона» и «Таронаканутюна», предварительно прошедших военно-психологическую подготовку. Позже их обучали в лагерях Абвера, под руководством Нжде, с целью переброски в дальнейшем на территорию Кавказа и Турции[17].

Период II мировой войны

Возвратившись в Болгарию Нжде налаживает связи с Берлином, имевших целью убедить нацистов напасть на Турцию, а в начале 1940-х годов участвует в создании армянских военизированных частей в составе Вермахта, прошедших обучение под руководством инструкторов СС[18]. В начале Второй мировой войны Гарегин Нжде стал сотрудничать с властями Германии, преследуя цель в случае захвата немцами Закавказья предотвратить возможное вторжение Турции в Советскую Армению и по возможности при помощи Германии восстановить независимость Армении[2].

В 1942 году по инициативе нацистской военной администрацией был создан Армянский национальный совет (Armenischen Nationalen Gremiums) во главе с профессором Берлинского Университета Арташесом Абегяном. Для участия в работе совета Абегян приглашает Гарегина Нжде[20]. В декабре 1942 года Нжде становится одним из семи членов Армянского национального совета (созданного в Берлине) и заместителем редактора газеты Национального Совета «Азат Айастан» («Свободная Армения») (главный редактор — Абрам Гюльханданян[hy]).

Согласно документам ЦРУ, рассекреченным в соответствии с законом о раскрытии нацистских военных преступлений, 1 сентября 1945 года в армянском еженедельнике Armenian Mirror-Spectator[en] был опубликован перевод оригинального немецкого документа, из которого следовало, что Армянский национальный совет, в который входили дашнакские лидеры — председатель Арташес Абегян, заместитель Абрам Фулханданян, Арутюн Багдасарян, Давид Давидханян, Гарегин Нжде, Ваган Папазян, Дро Канаян и Дертовмасян, — в своё время обращался к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу с предложением о создании германской колонии на территории советской Армении[21].

Нжде и генерал Дро участвовали в агитации среди советских военнопленных-армян, имевшей целью набор добровольцев в так называемый Армянский легион, подразделения которого были задействованы в боях на Северном Кавказе, а позднее — на Западном фронте[9][22].

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война 1941—1945 годов», на территории Болгарии в период войны Нжде было завербовано более 30 агентов армянского происхождения. Он участвовал в их диверсионной подготовке, а также в переброски в тыл советской армии с целью ведения подрывной деятельности[23].

Арест и тюремное заключение

При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, свой поступок он сам мотивировал тем, что не желал подставлять под удар свою организацию и к тому же надеялся на то, что СССР вскоре объявит войну Турции и Нжде сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск он написал письмо с этим предложением главнокомандующему советскими войсками в Болгарии генералу Толбухину.

Сотрудничество Нжде с нацистами привело к его аресту советской военной контрразведкой в Болгарии[20]. Гарегин Нжде был выявлен и арестован контрразведчиками, как часть агентурного дела абвергруппы-114 («Дромедар»)[прим. 1][23]. Арест Нжде предваряло задержание болгарской полицией, основанием для которого являлось обвинение о связях с немецкой разведкой[24]. Сотрудниками СМЕРШ также было задержано 17 из 30 подготовленных им диверсантов, предотвратив совершение диверсионно-террористических актов. Остальные были объявлены в розыск[23].

12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия). К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие. Главным пунктом обвинения был «расстрел в Татеве», ставший уже важной частью советской антидашнакской пропаганды — утверждалось, что после занятия Гориса Нжде расстрелял, а частью живыми сбросил с Татевской скалы до 400 пленных коммунистов и красноармейцев. Сам Нжде отрицал обвинения в убийствах коммунистов, утверждая, что расстреляны были пленные турки из отряда Завал-паши, переодетые в красноармейскую форму, при том без его ведома, по инициативе местного населения[8][неавторитетный источник?][25].

Поскольку в 1947 году в СССР была отменена смертная казнь 24 апреля 1948 года Нжде был приговорён к максимальному наказанию — 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму.

В марте 1952 года Гарегина Нжде второй раз привезли в Ереван. Летом 1953 года, перед тем как перевести Нжде во Владимирскую тюрьму, по распоряжению министра госбезопасности Армянской ССР, Гарегина Нжде повезли на автомашине показывать Ереван, возведённые постройки, различные достопримечательности[2].

В разные периоды Нжде был заключён в московские тюрьмы: Бутырку, Лефортово, Красную Пресню; при переводе из Еревана во Владимирскую тюрьму на короткое время оставался в тюрьмах Баку, Саратова, Куйбышева, Ростова, до смерти Нжде продержали в течение года в тюрьме и больнице в Ташкенте (лето 1953 — сентябрь 1955).

От множества болезней (туберкулез, гипертония и так далее) в 1954 году здоровье Гарегина Нжде ухудшилось до такой степени, что руководство тюремной больницы приняло решение о его досрочном освобождении из тюрьмы, но Нжде не был освобожден[2].

В сентябре 1955 года его вновь отправили во Владимирскую тюрьму, где он умер 21 декабря того же года.

Могила Нжде

Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении, и из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен братом, и на огороженной могиле поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886—1955). В августе 1983 года прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению супругом внучки Нжде: Павлом Ананяном (по предложению Гургена Армаганяна).

8 мая 1987 года усилиями Рафаэла Амбарцумяна прах был тайно захоронен в Вайке во дворе древней церкви Спитакавор (до того прах хранился у разных людей)[2].

7 октября 1983 года часть останков (первый шейный позвонок) с помощью гориссца Андраника Карапетяна была захоронена на склоне горы Хуступ в Зангезуре.

В апреле 2005 года две части останков захороненного в Спитакаворе Гарегина Нжде (правая рука и две косточки) были взяты и 26 апреля[26] захоронены при построенном в Капане мемориале-памятнике (с ведома правительства Республики Армения).

Идеи Нжде в современной Армении

В пост-советский период в Армении Нжде считается национальным героем, его расистские взгляды преуменьшаются, а национализм одобряется. Созданной им идеологии Цегакрона придерживаются крайние националисты[14].

Политические партии и общественные организации

Начиная с 1990-х годов под влиянием идей Нжде был создан ряд партий[27].

В июле 1991 года была создана партия «Поклонники рода Армении». Устав партии носит название «Цегакрон». Члены партии следуют идеям Нжде и пропитаны, по мнению российского этнолога Виктора Шнирельмана, «зоологическим антисемитизмом». Цель партии — создание национальной религии, которая основывалась бы на языческих верованиях. Боевики этой партии принимали участие в Карабахской войне. В июне 1991 года была зарегистрирована «Партия цегакрона Нжде», которая придерживается сходной идеологии с партией «Поклонники рода Армении», но здесь отсутствует антисемитизм[27].

Республиканская партия Армении поддерживает идеологию «Цегакрона» в своей платформе[28]. Она была создана Ашотом Навасардян, который являлся неоязычником. Позже неоязыческий национализм партии, уделявший значительное место идеям и образам Нжде, уступил место фундаментальному национализму, где Армянская Апостольская Церковь вновь возглавили список национальных ценностей. Однако Нжде продолжает существовать как канонический герой[29]. В 2000 году на пост премьер-министра Армении утверждается лидер партии Андраник Маргарян — крайний националист с «нджейскими» взглядами, назначение которого олицетворяет националистические настроения в стране[30]. С целью большего информирования молодёжи о таких понятиях, как «военно-патриотический и здоровый образ жизни», партия создала свою молодёжную организацию «Цегакрон», которая начиная с 2004 года сотрудничает с Армянской Апостольской Церковью в «борьбе» против религиозных меньшинств[28].

Нжде и армянское неоязычество

Корни армянского неоязычества связаны с Гарегином Нжде, который начинает пропагандировать его 1930-х годах. В современной Армении неоязычество стало распространяться с конца 1989 года, когда ряд интеллектуалов предложил вернуться к армянской дохристианской вере[27].

Нжде является культовым символом в среде армянских неоязычников, вокруг которого складываются неомифилогические тексты и легенды. К местам его ритуальных захоронений организуются паломничества. Его прах, привезённый в Армению, захоронен в трех местах — в области Вайоцдзор в монастыре Спитакавор, частично в городе Капане, где выстроен мемориал и часть мощей находится на горе Хуступ. Примерно в середине июля — начале августа, начиная с 2008 года, на гору Хуступ неоязычниками организуется паломничество, чтобы провести там ночь. Согласно жрецам, паломники надеются, что их посетит видение божества Ваагна, как оно посетило Нжде. На второй из могил Нжде дважды совершается обряд. Жрецы утверждают, что Нжде был пророком. Его известная фотография в военной форме ставится на плакатах, календарях неоязычников в контекст пантеона языческих божеств[29].

Память

В современной Армении существует масштабный культ Нжде[31]. Труды Нжде неоднократно переиздавались в Армении, чему также способствует националистическая идеология правящей Республиканской партии[29]. В память о нём чеканятся памятные монеты, снимаются документальные и художественные фильмы. Именем Гарегина Нжде в Ереване названа площадь[31]. Одной из наград Вооружённых сил Армении является медаль «Гарегин Нжде»[32].

В 2012 году на территории Армянского храма Успения Пресвятой Богородицы в Армавире была установлена мемориальная табличка Гарегину Нжде. На церемонии торжественного открытия выступил советник главы администрации города Армавир Владимир Павлюченков[33]. Некоторые жители города обратились к властям с просьбой убрать табличку[34].

28 января 2013 года в Ереване в кинотеатре «Москва» прошла премьера фильма «Гарегин Нжде» (режиссёр Грач Кешинян). Фильм был посвящён 21 годовщине создания армянской армии. Съемки проходили в Армении и Европе[35]. В фильме снялись российские актёры Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов[31].

В 2016 году в Ереване Гарегину Нжде был открыт бронзовый памятник (высотой 5,7 м), на пандусе у подножия памятника выгравированы высказывания Нжде. В церемонии принимал участие президент Армении Серж Саргсян[36][37].

В связи с открытием памятника, со стороны России последовала реакция, которая была озвучена официальным представителем МИД России Марией Захаровой — «Наше отношение к каким-либо формам возрождений, героизации любых проявлений нацизма, неонацизма, экстремизма, тоже все хорошо знают… Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о подвиге армянского народа, это бессмертный подвиг армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны»[38]. После этого последовала ответная реакция официальных представителей армянского правительства, которые осудили слова озвученные Захаровой[38][39]. Вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов отметил, что Гарегин Нжде всю жизнь боролся за свободу Армении, заметив, что «памятник Гарегину Нжде в Ереване был установлен потому, что Нжде является национальным героем армянского народа, так же как Александр Невский, Александр Суворов, маршал Кутузов, Багратион — являются национальными героями братского российского народа.». Вскоре Мария Захарова прокомментировала ранее озвученные слова, заявив что её комментарии были извращены, при этом добавив что установка памятника Нжде внутреннее дело Армении[40][41].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B6%D0%B4%D0%B5,_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Правдинформ.РФ

На Правдинформ пришло письмо из Краснодарского края о памяти армянина Гарегина Тер-Арутюняна (он же Нжде) (1 января 1886 — 21 декабря 1955). При знакомстве с историей этого человека оказалось, что мы сталкиваемся с удивительной двойственностью. В то время, как в России воспринимают Нжде как сотрудничавшего с Третьим рейхом во время Великой Отечественной войны, армянский народ считает его национальным героем и ставит памятники и мемориальные доски. В результате возникают конфликты, как это случилось в городе Армавире Краснодарского края, что и описывает автор письма.

Мы не хотим разжигать противоречия между русскими, армянами, азербайджанцами (как и с другими народами), но наоборот, предлагаем простое решение конфликтов по поводу сохранения памяти дорогих для нас героев: сохранение памятных знаков на территориях других государств должно быть взаимным. То есть, если на территории России в публичном месте (пусть даже на территории армянской церкви или другой частной территории) устанавливаются нежелательные памятные или пропагандирующие знаки в честь общественных деятелей или событий другого государства, Россия и россияне вправе потребовать установления на территории этого государства памятных знаков в честь своих общественных деятелей. То есть в отношениях народов должна быть взаимная основа.

Например, на памятный знак в Армавире Гарегину Нжде жители Армавира или власти России могут пожелать установить в Армении памятный знак либо своему великому земляку, либо Ленину, либо Минину и Пожарскому, например. Такое правило должно касаться именно публичных мест. В непубличном месте, в своём жилом помещении люди могут хранить память так, как считают необходимым.

Отметим, что материалов о Гарегине Тер-Арутюняне (Нжде) в интернет огромное количество. И вполне понятно, почему Нжде может быть героем для Армении и врагом для России, как правоприемнику Советского Союза. А турецкая и азербайджанская стороны при этом могут иметь своё особое мнение.

Такое предложение Правдинформ к федеральной власти и местной власти в Армавире.

«Одним из таких примеров вопиющего преступления перед памятью павших в Великую Отечественную войну является увековечивание памяти военного преступника Гарегина Тер-Арутюняна (он же Нжде) на мемориальной доске в городе Армавире Краснодарского края. Доска была установлена еще в 2012 году на территории армянского храма Успения Пресвятой Богородицы по инициативе молодежного комитета при армавирском отделении САР (Союз армян России). При этом особо отмечены были шесть активистов этого комитета – это Сергей Гуроклян, Арам Аракелов, Альберт Маргарян, Гарегин Папоян, Давид Айрапетян, Торос Назарян. Между прочим, на их личных страницах В Контакте были обнаружены ссылки на страницы нескольких групп с националистическим и экстремистским содержанием (в одной из групп свастика присутствует в самом названии)». https://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=47114

***

У азербайджанцев есть своя оценка этого человека - http://1news.az/authors/oped/20160620045114756.html  


Автор идеи и подборки материалов - А.К,Лукоянов