Поиск

Наши партнёры



 Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

Этот странный Иерусалим

Для меня этот город остался городом коммерции, ненависти и злобы, поскольку именно такое ощущение мы испытали после короткого путешествия по узким улочкам старого города.

Именно как на врагов смотрели на нас арабы, сидевшие там. Никакого чувства восторга мы не ощутили. Интересно было, хочется приехать ещё, чтобы посмотреть весь город. Однако доминирующим осталось ощущение от посещения именно старого города: конфликт.

Мы ещё не встречались с хасидами, этими комиссарами Израиля. Возможно, мы ощутили те же эмоции, поскольку эти ребята считают только чебя людьми и единственными верными слугами Машиаха.

Очень интересными и красочными воспоминаниями о поездке в Иерусалим поделился с нами наш давний знакомый, обладающим острым взглядом, аналитическим умом и замечательным чувством юмора. Предлагаем это материал вниманию читателей.

 А.Лукоянов

Путешествие в Иерусалим.

В конце апреля месяца(29.04.08) я вылетел из Москвы в Шарм аль Шейх на отдых и остановился в отеле Concord sport.

На следующий день все вновь прибывшие были приглашены на беседу с представителем нашего туроператора Mostravel, в данном отеле по имени Мухаммед, в конференц-зале нашего отеля, который рассказал о наших правах, то есть, что для нас бесплатно, а что платно, а также о тех экскурсиях, которые можно заказать в отеле.

В ходе визита в Шарм аль Шейх в прошлом году мой знакомый Сергей из Якутии очень расхваливал поездку в Иерусалим, но вместе с тем он сказал, что поездка тяжелая, а на границе они стояли целых пять часов. Я считал себя бывалым путешественником, так как уже успел побывать в Каире, посмотреть Петру, взойти на гору Моисея и поэтому отнесся к его словам скептически.

Что значит стоять 5 часов, если это сидеть в автобусе и смотреть вечную картину о приключениях Шурика, то можно и постоять, ничего подумал я – справимся.

Экскурсия в Иерусалим стоила 230 долларов США, причем гид в отеле Мухаммед долго говорил о том, что некоторые фирмы в Шарм аль Шейхе продают эту экскурсию дешевле, но потом приходится доплачивать за визу, за посещение храма и т.д., а в результате Вы заплатите больше. Он говорил очень убедительно, вот почему я и ещё несколько человек записались на ближайшую экскурсию (4.05.08), то есть сдали деньги и ксерокопии своих заграничных паспортов, которые нам сделали в отеле.

Кроме этого именно он посоветовал взять с собой настоящую подушку из отеля, а не использовать надувные подобия подушек, такие, как например у фирмы Sunsolite, которые одеваются на шею, так как они не очень удобны и как показала поездка - он оказался прав

Большой временной разрыв между датой сдачи денег и датой поездки он объяснил необходимостью Израильтян в тщательной проверке туристов.

Рядом со мной были две девушки - Аня и Таня, одна из которых - Аня уже была в Иерусалиме в декабре месяце прошлого года, причем по путевке, купленной в одном из турагенств города Шарм аль Шейх за 125 долларов США. Поэтому она предлагала всем желающим, в том числе и своей подруге, поехать в Шарм аль Шейх и купить там такую же путёвку за 125 долларов США, а в отношении срока поездки она сказала, что можно поехать и на второй день после сдачи денег. Так как желающих кроме её подруги не было, то они, взяв такси, поехали в Шарм аль Шейх за путёвкой, и когда я встретил Аню на пляже через два дня, то она сказала мне, что её подруга уже прислала ей sms сообщение из Иерусалима и всё у неё хорошо. Это было как раз после катастрофы, произошедшей с таким же экскурсионным автобусом, нанятым в одном из турагенств Шарм аль Шейха туристами из разных стран, в том числе и из России и среди погибших было и несколько наших граждан. Эта катастрофа широко освещалась как по российским телеканалам, принимаемым в отеле, а надо заметить, что телепрограмма в отеле включает два российских канала, так и по местным египетским телеканалам. В телевизионном сообщении было показано интервью тележурналиста с женщиной, которая осталась жива, хотя и получила серьёзные травмы и в этом интервью пострадавшая говорила о том, что нельзя покупать экскурсии в Шарм аль Шейх, а надо брать их в отеле, а я к сожалению сэкономила деньги, а в результате получила серьёзные травмы.

Я встретил нашу путешественницу - Таню, купившую путёвку за 125 долларов,   после того, как сам уже вернулся   из Иерусалима, и она говорила о том, что некоторые купили эти путёвки и по 90 и даже по 80 долларов США, причём больше никаких доплат не было. Кроме того, она утверждала, что автобусы,   на которых они путешествовали, были современными, а не какими-то ржавыми развалинами.

Трудно сказать искренне ли она говорила или нет. Я надеюсь, Вы помните одну историю из книги о Ходже Насреддине, а именно о том, как Ходжа Насреддин показывал на базаре зверя по имени Кот, ведь все, кто посмотрел и заплатил за это, советовали другим посмотреть.

Да, увидевшие зверя понимали, что их одурачили, но они не хотели быть посмешищем в глазах своих знакомых, вот почему и советовали другим – посмотреть зверя по имени Кот.

Вполне возможно, что и в данном случае та же самая ситуация, а возможно и нет.

Но ехать ещё раз из   Шарм аль Шейха   в Иерусалим, только для того, чтобы проверить права она или нет, или ради интереса я больше не буду, а вот почему я и постараюсь Вам это объяснить в этой заметке.    

Во время ожидания поездки в Иерусалим, как на пляже, так и в самом отеле, я беседовал об этом путешествии с разными людьми. Некоторые из них, как например, супруги Люба и Сергей из Сибири, сами побывавшие в Иерусалиме, говорили о том, что водитель ведет автобус неаккуратно - на поворотах автобус бросает влево или вправо и поэтому во время поездки не заснешь. При покупке товаров у арабов в Иерусалиме надо быть осторожным, так как в их группе было четыре попытки ограбления. Все попытки были одинаковы, когда один араб показывает и расхваливает предмет, который Вы выбрали и торгуется с Вами, то другой пытается залезть в Ваш кошелек или сумку. Другие восхищались Мертвым морем, Храмом Гроба Господня, Стеной Плача и говорили, что их мечта сбылась. При этом, все без исключения жаловались на долгое стояние на границе. Я почему-то был уверен, что поездка туда и обратно происходит на одном автобусе, а постоять в очереди на границе, это означает посидеть в современном автобусе с кондиционером несколько часов в ожидание проверки документов и вещей и либо подремать, либо посмотреть кинофильмы, такие как «Операция Ы» или им подобные.

Мои знакомые по пляжу супружеская пара Коля и его жена Наташа, прилетевшие из Киева, на семь дней, были полны оптимизма, так же как и я говорили и думали о предстоящем путешествии только самое хорошее. Единственное, что омрачало их ожидание от путешествия, так это то, что они должны были выехать из отеля 6 апреля в 7.20 утра в аэропорт, а в 10 часов вылететь в Киев.

Николай говорили мне, что Мухаммед заверил его в том, что они вернутся в отель 5 апреля в 23.00, и, конечно же, он успеет на свой самолёт.

                                                                 Путешествие

Четвертого мая я мои знакомые по отдыху в отеле - всего где-то около 10 человек, в том числе Николай и его жена, сели в современный автобус, рассчитанный примерно на 50 мест, и в 21.30 по местному времени отправились в путь. Наше путешествие началось со сбора всей группы путешественников, отдыхающих от фирмы Mostravel в ближайших отелях- Savoy, Sunrise, Concord front и т.д.

Сбор всей группы продолжался примерно полтора или два часа, так как, когда наш автобус прибывал в очередной отель, то оказывалось, что кого-то не хватает, а кто-то, забыв о времени путешествия, сидит в баре или в своем номере, то есть, всё как обычно, как и в других путешествиях.

Примерно через два часа все были найдены и автобус, заполненный практически полностью, отправился в путь. Впереди сидели наш гид и охранник, а в автобусе осталось всего несколько свободных мест, одно из них рядом со мной – на которое я предусмотрительно положил пакеты и подушку. Всего в нашей группе было более сорока человек и у трёх, а может быть четырёх из них были с собой подушки, взятые из отеля.

Я хочу заметить, что я не слышал о том, чтобы кто-то отказался от поездки и это несмотря на катастрофу, произошедшую на днях.

Наш автобус взял курс на пограничный город Табу, находящийся на границе между Египтом и Израилем. Местность, по которой мы проезжали, не представляла собой ничего интересного - кругом пески и барханы, кроме того, наше путешествие проходило ночью, поэтому подушка пригодилась очень кстати, и я использовал её по прямому назначению.

Надо отметить, что шофёр вел автобус аккуратно, не было резких поворотов ни вправо, ни влево, о которых мне рассказывали на пляже, поэтому большинство путешественников, также как и я, спало на своих сиденьях.

В Табу мы и прибыли примерно через три часа, то есть, где-то около двух часов ночи.

По приезде на территорию, прилегающую к Египетскому контрольно пропускному пункту (кпп) нас встретили сопровождающие, которые предложили нам забрать все свои вещи. Они сказали нам, что по территории Израиля мы будем путешествовать на израильском автобусе, а при возвращении обратно мы поедем на другом автобусе и предложили нам пройти на Египетский кпп, где вручили каждому из нас по два формуляра для заполнения - красного и розового цветов. Красный формуляр, после его заполнения, мы должны были отдать при прохождении кпп из Египта в Израиль, то есть сейчас. Заполненный формуляр розового цвета необходимо будет отдать при обратном прохождении этого же кпп- по возвращению из Израиля.

Тут же нам были наклеены новые визы в паспорта.

После традиционного прохода через металлическую рамку и просмотра содержимого наших вещей через Устройство досмотра вещей (эндоскоп) мы вышли за территорию Египетского кпп.

Вся процедура проверки нас, наших вещей, заполнения формуляров заняла 30-40 минут.

Пройдя 20-30 метров, я увидел живую очередь из людей которые стояли в ожидании прохода, через Израильский кпп. Группа туристов, из нашего автобуса пристроилась в хвост этой очереди, и мы стали ждать. Вот тут-то я и вспомнил, о том, что мне говорили на пляже – помните «долгое стояние в очереди», причём именно стояние, а не ожидание своей очереди, сидя в комфортабельном автобусе.

Расстояние между Египетским кпп и Израильским кпп всего-то около двухсот метров.

Вначале очередь продвигалась довольно быстро, и мы рассказывали друг другу истории о поездках по Египту, но потом что-то застопорилось, и очередь стала продвигаться медленно. Кто-то сказал о каких-то новых методах контроля и проверки, так как Израиль ведь, воюющая страна и все восприняли это как должное.

Истории о походах и забавные случаи скоро закончились, так как разговаривать не очень хотелось, а хотелось, если сказать честно – спать и началось томительное ожидание момента прохождения Израильского кпп.

Начиналась так называемая «собачья смена», именно так в ракетных войсках стратегического назначения говорят о времени боевого дежурства, начинающегося с 3.00 утра и до 9.00 утра.

Мы продвигались медленно, широко известное выражение « шаг за шагом», в нашем случае не совсем правильно, так как после продвижения вперёд, на пять-десять шагов, мы стояли по пять, а может быть и по десять минут на одном месте, или даже дольше.

Когда мы вошли на территорию Израильского кпп, то я поразился контрасту Израильского кпп и Египетского кпп, причем сравнение было явно не в пользу первого.

Египетский кпп более современный, там больше кабин для контроллёров и как следствие этого очередь идёт быстрее.

Израильский кпп построен, где-то в семидесятых годах прошлого столетия и его огромные вентиляционные трубы, проходящие через весь кпп, нависают над проходящими путешественниками и создается ощущение, что эти трубы того и гляди упадут и раздавят кого-нибудь из них.

На территории Израильского кпп, нас встретили другие сопровождающие, которые сказали нам, что мы, то есть все, кто ехал в нашем автобусе на время данного путешествия будем называться, группа     Ривьера №1, и наклеили нам номера из списка нашей группы (Ривьера №1) на корочки загранпаспорта.

Очередь продвигалась очень медленно, но вот и первый, как я думал пункт контроля – металлическая рамка и Устройство досмотра вещей, то есть, пока всё также как и на Египетском кпп – контроль металлических предметов, которые могут быть в карманах у туристов и контроль их вещей.

Разницы между Израильским кпп и Египетским кпп в системе контроля за туристами и их вещами не было. Это открытие меня удивило, так как одним из объяснений нашего долгого стояния в очереди было то, что Израильтяне в связи с войной очень тщательно досматривают туристов, используя какие-то дополнительные методы контроля, и поэтому приходится долго стоять в очереди.

В чём же тогда причина столь длительного пребывания в очереди?

Надо заметить, что после места контроля:- рамки для людей и Устройства досмотра для вещей очередь начала закручиваться по спирали до двух кабинок, в каждой из которых сидело по две девушки в зелёной униформе. Расстояние от места контроля до двух кабинок очень маленькое и поэтому люди буквально вынуждены прижиматься друг к другу, и мне негде было прислониться к какой-то колонне или к дереву. То есть, так как это было между Египетским и Израильским кпп, где можно было облокотиться на дерево и, положив голову на подушку смотреть, как продвигается очередь и лениво передвигать ногой свои вещи.

Если очередь продвигалась на шаг или два то я пододвигал свои вещи на шаг или два, если нет, то я стоял, облокотившись на дерево или колонну. Так как сейчас не к чему было прислониться, то я стал думать над тем, как ускорить движение очереди.

Прямо передо мной находились две кабинки с четырьмя контроллёрами, которые работали не покладая рук.

Слева находились ещё две кабины, причём они были совершенно свободными, – одна на два рабочих места, вторая на одно, и если посадить в эти кабины контроллёров, то к четырём контроллёрам, работающим в поте лица, можно добавить ещё трёх и ускорить движение очереди на 75%, то есть практически в два раза.

Контроллёрами работали девушки лет немногим более 20, одетые в военную униформу, причём за те несколько часов, которые я простоял в данной очереди они никуда не отлучились даже в туалет, я не говорю о перекуре или обеде.

Как и у нас в России, так к моему удивлению и в Израиле тоже, среди всех равных, некоторые были ровнее, чем все остальные и с сопровождением проходили к кабинкам без очереди.

Но «всё проходит» и моя очередь тоже подошла к кабинке. Контролёрша, девушка, лет немногим более 20, спросила меня на плохом английском языке из какого я турагенства.

Я честно ответил, что из Мострэвэл, а когда она начала искать список Мострэвэл, я вспомнил, что нам сказали сопровождающие, а именно о том, что все мы образуем   группу - Ривьера №1 и сказал ей об этом.

Прямо перед контроллёром лежали пачки со списками разных групп, поэтому она стала искать список группы Ривьера №1, а потом в этом списке по номеру на обложке моего загранпаспорта мою фамилию.

Найдя мою фамилию в списке группы, Ривьера №1 она стала сверять её с фамилией в загранпаспорте, а если учесть тот факт, что данный список был отксерен и не очень хорошего качества, то на эту процедуру ушло ещё несколько минут. Честно говоря, в тот момент времени мне уже не так сильно хотелось ехать в Иерусалим, так как вся эта канитель начала меня раздражать, и я был бы не прочь вернуться в свой отель, но у меня всё оказалось в порядке и меня пропустили на территорию Израиля, где нас ждали сопровождающие.

К девушкам контроллёрам у меня претензий нет, зато у меня есть серьёзные претензии к тем руководителям, которые организуют работу Израильского кпп, и эти претензии я был бы готов высказать им на той части великого и могучего русского языка, которая называется не литературной. Это безобразие продолжается, по крайней мере, с ноября 2007года, то есть со времени посещения Израиля моим соседом по пляжу Сергеем, который и рассказал мне о посещении им   Иерусалима и который предупреждал меня о пяти часовом стоянии на границе. Поразительно, но с тех пор ничего не изменилось.

Почему нельзя компьютеризировать данную процедуру, тем более, если списки желающих поехать в Иерусалим собираются за 3-4 дня, почему нельзя организовать работу всех кабин и т.д. Кроме того, можно было бы составить один список – только для тех путешественников кому действительно запрещён въезд в Иерусалим по тем или иным причинам.

Эти и другие вопросы по организации прохода через Израильский кпп возникли у многих путешественников, а не только у меня.

Конечно, я понимаю, что эти вопросы останутся без ответа, но поставить их с моей точки зрения необходимо.

Да нам ещё повезло- подумал я, ведь, на прохождение двух кпп у нашей группы ушло четыре часа, а это на целый час меньше времени, которое потратил Сергей из Якутии, о чём он говорил мне несколькими месяцами ранее.                                      

Как только мы дошли до автобуса, а надо отметить, что этот автобус был точной копией предыдущего, то все сели на свои места, а я сразу же прислонился к подушке и заснул. Проснулся я на каком- то резком повороте и с удивлением увидел, что у нас появился гид,- миловидная еврейка среднего роста, лет тридцати пяти.

Я проспал её появление в автобусе,   и мне было не удобно спросить у неё, как её зовут, а мои соседи на сиденьях спереди и сзади тоже проспали её появление. Вот почему я и большинство нашей группы в процессе путешествия были вынуждены обращаться к ней следующим образом: извините, а Вы не уточните, когда это было, или простите, а вы не подскажите или не повторите ещё раз, где это было.

То есть большинство группы было вынуждено при обращении к нашему гиду полностью игнорировать её имя, но надо отдать ей должное она всё прекрасно понимала и очень грамотно и твёрдо руководила нашей экскурсией.

Когда мы проезжали мимо каких- то пустырей она рассказывала о том, что здесь было несколько тысяч лет назад, какие войны здесь происходили и как жили люди в те далёкие времена.

Во всех этих историях подчёркивался героизм и мужество еврейского народа.

На мой вопрос о ценах в сегодняшнем Иерусалиме она ответила, что в ценах она разбирается плоховато, а во всём остальном, например, в исторических вопросах или в вопросах применения мазей, грязей Мёртвого моря прекрасно.

Надо сказать честно, что во время рассказа об очередном историческом событии и о героизме еврейского народа я заснул, а когда проснулся, то оказалось, что мы приехали на стоянку автобусов, расположенную в маленьком израильском городке на берегу Мертвого моря, напротив, которой расположились такие отели, как GARDENS, Daniel и другие. За этими отелями высились небольшие горы. Рядом за стоянкой автобусов был пляж и магазин, торгующий золотом, грязями и мазями, а также всем, что можно извлечь из Мертвого моря.

Наш гид, объявила, что в нашем распоряжении полтора часа, на купание и на « разграбление» магазина.

В магазине она сразу же включилась в работу, стала рассказывать о том, как надо пользоваться продуктами Мертвого моря, когда будет результат и т.д.

Разве Вы не знаете, говорила наш гид, что такие-то американские актрисы, и даже некоторые актеры пользуются продукцией Мертвого моря и выглядят просто великолепно

Во всех вот этих отелях, она показала в сторону гор, где располагались отели, места, заказаны на восемь-девять месяцев вперёд.

Я конечно специально не прислушивался к её пояснениям, но даже я человек далёкий от этого понял, что срок получения желанного эффекта, а эффект естественно - прекрасный, минимум две недели, а дальше надо закреплять и закреплять полученные результаты.

После такой рекламы народ сметал грязи и мази с прилавков, а вот продукция другого отдела золото - не пользовалась большим спросом, хотя, на мой взгляд, цены в двух отделах были сопоставимы.

Выйдя из магазина, я решил переодеться и поплавать в Мертвом море. Пройдясь по пляжу в поисках кабинки для переодевания, я обратил внимание на группу мужчин, сидящих на пластмассовых стульях и как ни странно разговаривающих на русском языке, женщины в махровых халатах, типичные еврейки, шли из отелей по направлению к морю и тоже говорили на русском языке. Все вокруг говорили на русском языке. В центре пляжа находилась душевые, а рядом с морем вышка, что-то типа вышки для судьи на волейбольной площадке, где сидел спасатель и свистел в свисток, если кто-то заплывал далеко и давал советы по громкоговорителю, и как ни странно тоже на русском языке. Действительно маленький кусочек страны Советов на Ближнем востоке. Пройдя весь пляж я не нашел ни одной кабинки для переодевания, вот почему я вернулся в магазин и решил переодеться в туалете, находящемся на выходе из магазина.

Я считал, что, так как я гость, то я могу пройти без очереди и вот в этот момент, когда я пытался войти в одну из кабин меня спросили с типично еврейским произношением - « и Вы тоже торопитесь?». В этом вопросе можно было найти и сочувствие к приезжему, и что-то типа смотри у меня, «куда прешь? встань в очередь, а то в глаз получишь», и просто вежливый вопрос.

Меня это потрясло, так как я слышал этот вопрос, обращенный ко мне, примерно в такой же ситуации, лет тридцать назад, но это было в другой стране, которой сейчас уже нет (СССР) и на другом море, которое и сейчас спустя тридцать лет называется Черным морем.

Конечно, я встал в очередь, пытаясь вспомнить, где я слышал этот вопрос: в Гантиади, в Сухуми или в Адлере, а может быть в славном городе Сочи, но так и не вспомнил потому, что очередь продвигалась быстрыми темпами, и вскоре я переоделся и отправился купаться.

Все свои вещи я положил на берегу и вошел в Мёртвое море. В связи с большой концентрацией солей в одном литре (примерно 370 грамм разных солей в одном литре) купание в Мёртвом море кардинально отличается от купания в реках и морях России. Во- первых, нельзя нырять, плыть кролем и нельзя опускать голову в море, так как в море налит концентрированный раствор едких солей при попадании которых в глаза приходится выскакивать на берег и бежать к душу для промывки глаз. Во- вторых, если Вы лежите на спине, то для того чтобы встать на ноги надо подплыть к берегу, нащупав ногами дно, то есть, получив дополнительную точку опоры стать на ноги. В воде, под ногами на берегу Мертвого моря лежали кристаллы морской соли, которые некоторые граждане и гражданки собирали в целлофановые пакеты, а потом эти кристаллы можно бросать в домашнюю ванну и купаться там, вспоминая о Мёртвом море.

Во время купания на Мертвом море мне чего-то не хватало, я не мог понять чего именно, было какое-то чувство дискомфорта, хотя погода стояла великолепная, море было тёплым. И вдруг меня озарило, а где же грязь Мёртвого моря? Грязи ни на берегу, ни в прибрежной воде не было. На берегу не было людей, вымазанных грязью, то есть то, что мы очень часто видели из репортажей нашего телевидения об отдыхе на Мёртвом море. Во время очередного промывания глаз под душем я громко задал этот, волнующий меня вопрос, обращаясь к таким же, как и я, купальщикам - ребята, а где же грязь Мёртвого моря? На, что получил ответ, что грязь есть только на диких пляжах, или вот тут рядом в магазине.    

Так как отведённого времени, оставалось мало, и как добраться до дикого пляжа я не знал, то я снова пошёл купаться и зашёл в воды Мёртвого моря по грудь.

Рядом со мной какая- то гражданка, пытаясь встать на ноги, стала молотить руками по воде, разбрызгивая воду во все стороны, и тот час с вышки раздался голос, обращённый ко мне - мужчина – помогите женщине, да, да именно Вы. Я понял, что спасатель обращается ко мне, посмотрев на спасателя,   и молча задал вопрос, а что делать? На мой молчаливый вопрос спасатель с вышки дал громогласный совет - тяни её за ногу к берегу. Я взялся за её левую ногу и отбуксировал женщину на мелководье, где она благополучно встала на ноги, а мне пришлось бежать под душ и прополаскивать глаза.

Наш гид рассказала, что не так давно для вытаскивания американки, заплывшей далеко в Мёртвое море, пришлось вызывать вертолёт.

Пока я привыкал к купанию, я был вынужден три или четыре раза бегать под душ и промывать глаза.

Во время купания, я посматривал за своими вещами и должен сказать, что ни у меня, ни у кого другого ничего не пропало.

Полтора часа пролетели очень быстро, и я вернулся в автобус, через пять – десять минут подошли все остальные, но всё равно не хватало двух человек. Последними пришли молодожёны, которые были встречены дружественными ироничными возгласами и пожеланиями «здоровья», так как, по мнению всех они задерживали экскурсию.

Что меня поразило, так это не желание местных жителей вести работу с туристами. Несмотря на то, что на берегу моря находятся отели, где забронированы места на восемь-девять месяцев вперёд, на берегу нет ни одного стенда, рассказывающего о деятельности этих отелей, нет ни проспектов, ни буклетов. Автобусы с экскурсиями в Иерусалим проезжают через это место очень быстро, в течение нескольких часов, поэтому нужно было бы руководству этих отелей попросить или заставить врачей из этих отелей проводить работу среди туристов - объяснять возможности своих отелей, убеждать в необходимости лечения, раздавать информацию на DVD дисках и т.д.

Можно было бы завести страничку обратной связи на Интернет сайте этих отелей, где, отвечая, на вопросы ещё и ещё раз рекламировать свои отели и я думаю, что такая работа загрузила бы эти отели на восемь-девять лет вперёд, а не на восемь- девять месяцев.

Магазин, торгующий грязями и мазями это конечно хорошо, но это прошлый век. Нет, нет, конечно, те, кто построил его и организовал остановку туристов конечно молодцы, надо отдать должное их предприимчивости и я так думаю, что это именно те ребята, которые сидели на пластмассовых стульях в центре пляжа и контролировали, как порядок на пляже, так как и количество автобусов с туристами.

Этот магазин работает в режиме пылесоса,   то есть высасывает деньги в обмен на грязи и мази Мёртвого моря. В настоящее время, Израиль не обладает монополией на грязи и мази Мёртвого моря, так как рядом есть Иордания, которая также имеет свой выход к Мёртвому морю и тоже торгует этими же продуктами, причем по гораздо более низким ценам.

Надо заметить, что туристический маршрут в Петру, расположенную на территории Иордании,   из Шарм аль Шейха, был открыт раньше, чем маршрут в Иерусалим из Шарм аль Шейха.

Это объясняется довольно просто, причём одинаковое объяснение этого я услышал от трёх, разных людей, когда путешествовал в Петру.

Иордания, во времена Саддама Хусейна использовалась как канал для поставок нефти за границы Ирака и на этом иорданцы очень хорошо зарабатывали, а после ввода американских войск этот канал стал не нужен и уровень жизни в Иордании резко упал. Надо было найти замену нефтяному потоку, и в какой то мере туристический поток, и стал палочкой выручалочкой для экономики Иордании.

Поразительно, но иорданцы эксплуатируют в данный момент только один маршрут- Петра, а ведь у них есть много мест, связанных с Библией и везде они могут продавать грязи и мази Мёртвого моря.

Я не понимаю, почему магазины в Шарм-аль-Шейхе в настоящее время не завалены грязью и мазью Мёртвого моря из Иордании, скорее всего это только вопрос времени.

Таким образом, в перспективе прибыль от магазина будет уменьшаться, а вот прибыль от лечения в отелях при грамотной организации могла бы только возрастать, так как Израильская медицина всегда была на высоком уровне, а вот об Иорданской медицине я ничего не слышал.                                              Купание в Мёртвом море дало мне заряд бодрости и энергии, на несколько часов, как раз до въезда в Иерусалим. В Иерусалим мы прибыли около                           . После непродолжительного плутания по улочкам вечного города мы остановились недалеко от Иерусалимского университета и пошли пешком на смотровую площадку, находящуюся рядом. На смотровой площадке пожилой араб торговал сумками из ткани с надписью Иерусалим. С высоты смотровой площадки город выглядел не так красиво, как ожидалось. Невысокие здания, высота которых ограничена пятью- шестью этажами, скорее всего, из-за возможных   землятресений, облупившиеся фасады. Безусловно, такие города как Дубай, Абу-Даби, Сингапур, да и конечно, наша Москва выглядят гораздо красивее. Наш гид обращал наше внимание на золотые купола мечети и церкви, посмотрите налево, там вы увидите одну достопримечательность, а если посмотрите направо, то увидите другую достопримечательность. Мне показалось, что для того, чтобы увидеть эти достопримечательности надо бы выдать каждому по биноклю, а нашему гиду необходимо было бы корректировать нас, например двадцать градусов влево и Вы увидите золотой купол одной достопримечательности, а тридцать градусов вправо колокольню другой достопримечательности и т.д.

После смотровой площадки наш гид предложила нам пообедать, а потом продолжить экскурсию.

Кто-то из нашей группы предложил до обеда посмотреть Храм Гроба Господня, но наш гид сказала, что утром и днём там должны быть паломники из Южной Америки на пятидесяти автобусах.

Поэтому мы отправились на обед, который, как обычно, был бесплатным, за исключением напитков и довольно вкусным.

После обеда нам было сказано, что паломники из Южной Америки ещё не закончили свою экскурсию в Храм Гроба Господня и поэтому нас отвезли в магазин, торгующий церковными товарами, такими как свечи, иконы, и т.д. Около магазина наш гид сказала нам, что именно этот магазин имеет благословление патриарха Иерусалимского, и добавила, что здесь Вы должны требовать скидку в20 процентов.

Магазин располагался на первом этаже, его размеры внушали чувство уважения, наверно он был рассчитан на одновременное посещение туристами с нескольких автобусов.

Такого разнообразия икон и других церковных принадлежностей русской православной церкви я ещё не видел.

Иконы были как маленькие для каждого имени и очень маленькие типа брелка, так и очень большие, и дорогие и дешёвые. Дорогие из золота и серебра, причём количество граммов каждого металла, указано на обратной стороне иконы, так сказала нам наш уважаемый гид.

Наши путешественники и я покупали иконы десятками, а потом я увидел, что люди покупают свечи, о таком их разнообразии я даже и не подозревал

А свечи то зачем, что в России дефицит свечей - спросил я. Бери, ответили мне, будем обжигать. Обжигать, так обжигать я и взял несколько пучков свечей в надежде, что потом всё прояснится.

Каждый путешественник покупал икон, свечей и ещё много чего другого минимум на 500-700долларов.

После покупки церковных товаров мы отправились в Храм Гроба Господня. Наша экскурсия по храму началась с посещения кувуклии, то есть места, где лежал, завёрнутый в саван Иисус Христос. Заняв очередь, я отправился на осмотр Храма. В этом Храме есть три места, которые посещают паломники и туристы: первое, где стоял крест, на котором был распят Иисус Христос, это место находится на втором этаже, второе, где его обмывали и третье, где он лежал трое суток, то есть кувуклия.

В каждое из этих трёх мест есть своя очередь, но самая большая очередь в кувуклию, причём для регулирования этой очереди стоит араб, двухметрового роста, одетый в обычную одежду - какая-то пестрая рубашка с короткими рукавами и светлые брюки. Я про себя назвал его – страж кувуклии. Храм Гроба Господня не большой, по своим размерам он сопоставим с одним из храмов в Троице-Сергиевской лавре или с главным храмом в любом областном центре России, и конечно он гораздо меньше, чем собор Христа Спасителя в Москве. Наша экскурсия проходила в обычный будний день, несмотря на это храм был заполнен туристами и паломниками полностью, можно только догадываться какая давка здесь происходит в праздничные церковные дни.

Надо отметить, что на втором этаже можно бесплатно взять несколько свечей, зажечь и поставить их в память о тех, кого уже нет или с пожеланием здоровья близким и дорогим Вам людям.

Я взял для этих целей больше десяти свечей, и никто мне ничего не сказал.

Рядом с кувуклией находится парапет, на котором стояли горящие свечи, зажжённые от благодатного огня. Рядом с парапетом стоит металлическая конструкция, на верху которой, на высоте человеческого роста, приварены металлические конусы, разных размеров. Паломники и туристы берут один пучок свечей или несколько, а у некоторых паломников были целые пакеты с пучками свечей, купленных заранее и зажигают их, то есть ждут, когда загорятся все фитили в пучке, подождав две или три секунды, гасят их в металлическом конусе, соответствующего размера. В дальнейшем считается, что благодать Божия будет с вами, когда вы зажжёте эти свечи у себя дома.

Через некоторое время, подошла моя очередь для захода в кувуклию. Из кувуклии вышла девушка, и страж кувуклии разрешил мне войти внутрь. Внутри кувуклии в центре находился каменный стол, на правой части которого лежало несколько нательных крестиков, а справа от стола находились две женщины и одна девушка, в платках, со   смиренными выражениями на своих лицах.

Недолго думая, я положил всё, что было со мной, а именно пакеты с иконами, и с обожженными свечами, фотоаппарат в чехле и кинокамеру на свободную левую часть столешницы. После чего я   встал на колени перед этим местом, опустил голову на столешницу, и подумал о своих родных и близких, попросил прощения за грехи, пожелал родным и близким здоровья и счастья.

Вдруг в проёме появилась, ранее вышедшая девушка вместе со стражем кувуклии. Я встал на ноги.

Девушка, сказала, обращаясь к стражу кувуклии, - вот здесь лежал мой крестик, и показала на каменную поверхность, а теперь его нет. Страж подошёл к столу, поднял мои вещи, посмотрел - там ничего не было, а женщины стояли с такими смиренными лицами, что я не знал, что и думать.  

Так как лично ко мне претензий не было, то я ушёл, по-английски, не попрощавшись, и чем закончилась эта история я не знаю, но хочется думать, что крестик нашёлся.

После кувуклии я встал в другую очередь, ведущую на второй этаж - к тому месту, где был установлен крест с распятым Иисусом Христом. Эта очередь продвигалась довольно быстро, и вот я уже склонился над этим местом и машинально попытался просунуть руку с фотоаппаратом в это отверстие, но фотоаппарат помешал. Мне пришлось вытащить фотоаппарат обратно и только потом я смог нащупать углубление в каменной скале, где стоял крест. Надо заметить, что крест стоял в отверстии, или проще говоря в яме на каменной скале, а в настоящее время это отверстие покрыто стальным листом, но в глубине, просунув руку примерно на длину локтя можно почувствовать каменную скалу.

К третьему месту, то есть к месту, где омывали Иисуса Христа, очереди практически не было, а рядом на стене была прекрасная мозаика с изображением сцены омовения.

Как и все я поцеловал эту каменную столешницу, свидетельницу истории и в очередной в третий раз попросил у Господа Бога здоровья своим родным и близким и добрым словом помянул тех, кого уже нет.

Вверху каменного свода храма есть отверстие, через которое поступает дневной свет, кроме этого света, горят свечи, лампады, а кое-где и электрические лампочки. Внутри храма хорошо видно и чувствуется какая-то уютная атмосфера, а на стенах много мозаик на библейские темы. В Храме Христа Спасителя (В Москве) как–то, неуютно, чувствуется какая-то казёнщина, слишком всё как-то помпезно и огромно.                                                                                                                                                  Из подарков, подаренных Храму Гроба Господня, мне запомнился подарок Королевы Португалии – икона с изображением Мадонны с младенцем на руках. Эта икона производит сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Художник, создавший эту икону сумел передать горе матери, знающей о судьбе своего сына. И впервые за всё время путешествия я подумал, а ведь стоило ехать хотя бы ради этого Храма.

После этого я вышел из Храма на улицу, где уже стояла большая часть нашей группы. На выходе из Храма стоят колонны. Причём одна из них с довольно большой трещиной. Наш гид рассказала, что во время очередного выяснения отношений между различными представителями христианства - православному епископу было запрещено заходить в кувуклию и получать благодатный огонь, но и никто другой не смог получить этот огонь. Православный епископ стоял возле колонны, в которую ударила молния и так образовалась эта трещина. Наверное, это было воспринято, как знак свыше. Вскоре после этого порядок восстановился, и православному епископу снова было разрешено получать благодатный огонь в кувуклии.

Вскоре на выходе из Храма собрались все, за исключением двух молодожёнов.

В течение 10-15 минут наш гид пыталась найти их в Храме или связаться с ними по телефону, который продиктовали их знакомые, но они как сквозь землю провалились.

Подождав ещё несколько минут, наш гид подняла вверх свой вентилятор-ромашку, разноцветные лепестки которого завертелись под напором набегающего ветра и мы отправились к очередной достопримечательности.

Мы не знали, куда нас ведет наш гид, но наш путь пролегал по кривым улочкам, где с двух сторон нас окружали продавцы-арабы, торгующие как это ни странно нашими православными иконами, которые ничем не отличались от икон, купленных нами в магазине со скидкой в двадцать процентов. Глядя в честные и немного жуликоватые глаза этих продавцов, я понял, что они могли бы дать нам скидку и больше двадцати процентов, но ни времени, ни денег для покупки новых икон уже не было.

Наш гид со своим знаменем - ромашкой вела нас по арабским улочкам, иногда останавливаясь, для того чтобы подождать отстающих, а потом, когда все соберутся вместе снова идти вперед.

И вот очередной этап испытаний – израильский кпп, на котором нас снова заставили показать всё, что мы купили- пропустили все наши покупки через очередной эндоскоп, а нас заставили пройти через очередную рамку - металлоискатель, но вся наша группа с честью выдержала и это испытание. Пройдя это кпп, мы вышли на свежий воздух. Справа от кпп была стена, несколько лестничных пролётов вниз вели к площади. На ступеньках лестницы сидели молодые юноши и девушки в военной форме с оружием. Они были очень похоже на курсантов любого из наших военных училища и довольно весело о чём-то разговаривали друг с другом, увидев нас, они заулыбались, и поприветствовали нас. Мы не остались в долгу, и ответили им тем же.

Вскоре, на выходе с этого кпп собралась вся группа, а наш гид, указывая на стену напротив нас, сказала, что это Стена Плача и Вы можете к ней подойти, а я буду ждать вас возле этого кпп справа в тени.

Наш гид, сказала, что верхние камни Стены Плача относятся к временам средневековья, ниже расположены камни пятого- восьмого веков, а ещё ниже ко времени строительства еврейского Храма, а люди в чёрном, которых было очень много на площади и особенно возле Стены Плача, это хасиды- они посвятили свою жизнь Богу и приехали в Израиль из двух разных местечек.

Спустившись вниз по лестнице, я попал на площадь, по которой шли люди, в чёрном, то есть на них были чёрные брюки, чёрный сюртук, из под которого выглядывала белая рубашка, а на голове чёрный котелок. Все они имели чёрные волосы и чёрные пейсы, очень похожие на бакенбарды, как на портрете А.С.Пушкина, который Вы, конечно, помните из курса школьной программы по литературе.

Эти люди шли неторопливо и степенно по своим делам, причём некоторые из них вели за руку маленьких мальчиков, которые были одеты так же, как и их взрослые папы, что выглядело трогательно и комично одновременно.

Слева под арками стояли горы пластмассовых стульев, а справа высилась, какая- то громадная конструкция – на этой площади должна была отмечаться очередная годовщина со дня основания Израиля и подготовка к празднику была в полном разгаре.

Стоял тёплый весенний солнечный день, мне осталось пройти до Стены Плача метров пятьдесят. Вдруг ко мне обратился один из людей, одетых в чёрное. Ему было лет тридцати от роду   и росту, примерно, метр шестьдесят. В одной руке у него была веточка, примерно, пятидесяти сантиметров длинной с небольшими отростками и белыми цветами на них.

Меня поразило то, что хотя он и был одет во всё чёрное и у него были чёрные волосы и чёрные пейсы, но он совершенно не был похож на еврея. У него было обычное русское лицо, правда, в обрамлении черных пейсов и волос, и какая то ладно скроенная фигура, напоминающая фигуру спортсмена гимнаста или каратиста.

Как тебя зовут, - спросил он. Я ответил - Олег.                                                                                                                            Как здоровье твоего отца и матери, - продолжил он.

Отца уже нет, а мать, слава Богу, здорова,- ответил я.

Услышав это, он возложил на мою голову свободную руку и стал что-то шептать.

У меня начало зарождаться какое- то сомнение, но тут к нам подошёл ещё один человек, одетый в чёрное.

Второй был худощавее, чем первый и меньше ростом, из-за чего сюртук, одетый на него казался длинным, как пальто. Вот он и был, если так можно сказать образцово – показательным евреем, евреем на все сто процентов, и у него тоже в руках была веточка с белыми лепестками.

Первый из них, убрав свою руку с моей головы, сказал – обращаясь ко второму,- у него нет папы.

Плохо, - сказал второй и тоже возложил свою свободную руку на мою голову и так же, как и первый стал что-то шептать.

Судя по взглядам, которыми обменивались эти люди, этот второй и был главной движущей силой этого тандема, несмотря на свой рост и худобу.

Мои подозрения усилились. Мне это что-то напоминало, но не хотелось верить, ведь я стоял перед Стеной Плача перед святым местом, вот почему я не обращал внимания на свои подозрения.

Первый, оторвал небольшой отросток с белыми лепестками от веточки и протянул мне. Я поблагодарил его и положил это отросток в футляр с кинокамерой и с интересом стал ждать продолжения, которое вскоре и последовало.

Первый сказал просто и буднично - дай денег, и я, почему-то послушно полез в карман и вытащил остатки денег. Дай сто,- сказал он, увидев мои долларовые купюры, а второй, уточнил,- двести лучше.

Я достал купюру в двадцать долларов и отдал. Ребята вам хватит,- сказал я, и, не оглядываясь на них, пошёл к Стене Плача, почему–то, я подумал о другом древнем народе, представительницы которого периодически устраивают набеги на выходы станций Московского метрополитена.

Они обещают Вам рассказать всю правду о будущем и просят Вас положить в их ладонь «медну денежку», потом завернуть её в «бумажну денежку», а потом я, надеюсь, Вы и сами знаете, а если не знаете, то можете попробовать.

Одни представители древних народов показывают фокус с денежкой, другие, показывая Вам товар, стремятся залезть в Ваш карман, а третьи, пожалуй, самые умные возлагают на Вас руки и просто просят деньги.

Да, я вдруг вспомнил, что говорила нам наш гид, а именно, что все хасиды делятся на две части, так как они пришли из двух разных местечек и поэтому у одних хасидов бант на левой стороне груди, а у других на правой.

Интересно, - подумал я, а у «моих» хасидов на которой стороне груди бант. Да, да, это удивительно, но я стал считать этих мелких жуликов за своих хороших знакомых. Ведь, и у нас в Москве тоже есть такие же «хасиды» и надо сказать честно – их немало.

Я обернулся назад и посмотрел – по площади шли люди в чёрном и туристы, причём люди в чёрном, которых было больше шли не спеша, действительно, куда им спешить – ведь это их страна.

Я вернулся обратно и встал примерно на тоже место, где меня остановили двое «моих» знакомых, посмотрел налево, потом направо, но «моих» хасидов не было видно нигде. Удивительные люди эти хасиды - спустя десятки лет и тысячи километров своего трудного пути они пронесли на землю обетованную обычаи и нравы своих местечек. Стоп, - сказал я сам себе, может быть, это тебе не повезло, и только тебе попались «неправильные» хасиды, а другие - то правильные, не надо ничего обобщать - подумал я и пошёл к Стене Плача.

Когда я подошёл к Стене Плача, то по примеру « моих» хасидов я возложил свою левую ладонь на камень, примерно на высоте полутора метров. Камень был тёплый. Какого века этот камень может быть даже пятого или седьмого,- подумал я, жаль, что нет рядом нашего гида.

В щелях между этим камнем и другими камнями были вставлены бумажные записки с просьбами и мольбами к Господу Богу.

Бумажные записки были не аккуратно вставлены, а втиснуты, впихнуты в щели между камнями и их количество говорило о том, как много людей хочет улучшить свою жизнь, и жизнь своих близких.                                                                                                                                                Обратная дорога к кпп прошла без приключений. Возле кпп, в тени, уже была часть нашей группы, и я рассказал им о встрече с «моими» хасидами и о том, что я отдал им двадцать долларов. Один из нашей группы рассказал, что к нему тоже обратились с такой же просьбой, то есть с просьбой поделиться деньгами. У меня только египетские фунты, - сказал он. Неважно, ответили ему, это же деньги, нам подойдут любые.

Второй представитель нашей группы тоже начал было рассказывать, но получил толчок локтем от своей жены и замолчал.

Да, нас всех немного пощипали,- подумал я. Интересно, - подумал я это «мои» хасиды обращались за денежной помощью или другие, но вскоре мысли о хасидах отошли на второй план, так как начала сказываться усталость от недосыпания, постоянного хождения и стояния в очередях. Постепенно собралась вся группа и наш гид, подняв вверх свой вентилятор- ромашку, повела нас вперёд, всё теми же кривыми улочками, к нашему автобусу.

Возле автобуса нас встретила отставшая пара туристов, которая, потеряв,   нас присоединилась к группе Ривьера№7 и дожидалась нас возле автобусов, надо заметить, что автобусы всех групп стояли на одной улице.

Проехав немного по Иерусалиму, мы остановились возле места, где проводились археологические раскопки.

Как я понял, со слов нашего умного гида,- уже сейчас намечен план раскопок на ближайшие пятьсот лет. Копать, да не перекопать. Есть же профессия, которая обеспечит кусок хлеба на ближайшие пятьсот лет. Можно только порадоваться за детей, внуков и правнуков этих археологов.

Вскоре после этого наш гид, пожелав нам счастья, здоровья и удачи покинула наш автобус, и мы отправились в обратный путь

Выехав из Иерусалима, наш водитель показал чудеса своего мастерства, когда под громкие крики одобрения мы обгоняли автобусы наших конкурентов, таких же, как и мы путешественников, стремящихся как можно быстрее пойти пограничный Израильский кпп.

Обогнав несколько автобусов мы прибыли на пограничный Израильский кпп, но к великому нашему разочарованию мы не встретили наших сопровождающих с израильской стороны и поэтому были вынуждены сидеть в автобусе и ждать их.

Вскоре подъехали два автобуса из числа тех, которые мы обогнали и их пассажиры с довольным видом, так как их сопровождающие были на месте, пошли проходить паспортный контроль.

Два автобуса, это минимум по сорок пять человек в каждом и если даже контроллёры потратят на каждого из них по одной минуте, то мы будем стоять в очереди полтора часа,- подумал я.

Через пять минут подошли наши сопровождающие, и мы с горестным видом и мрачными предчувствиями потащились на Израильский кпп, но перед этим каждый из нас по египетской традиции стал давать шофёру деньги, кто один доллар, а кто и больше, так нас всех восхитило его водительское мастерство.                                                                                                                                      Перед входом на Израильское кпп наши сопровождающие дали каждому из на по какой-то бумажке. Именно эти бумажки забрали у нас контроллёры и к моему удивлению пропустили нас без всякой очереди через кпп, то есть мы прошли Израильское кпп прогулочным шагом.                                              

Мы все были настроены на стояние в долгой и длинной очереди, но её не было, то есть мы были не нужны Израилю, да это и понятно, всё, что было можно с нас взять, мы сами добровольно оставили в Израиле. Но даже и здесь можно было бы ускорить процесс прохождения Израильского кпп, например, встречающий мог бы давать эти бумажки не нам, а сразу контроллёру. Что могло бы сэкономить нам около пяти минут.  

Волоча на себе фотоаппарату и иконы, процессия путешественников медленно, но верно приближалась к Египетскому кпп., но там мы также были ни кому не нужны. Тем не менее, нас заставили пропустить всю нашу технику и иконы через эндоскоп, а всех заставили пройти через металлическую рамку. После этого   забрав у каждого из нас по формуляру розового цвета, выпустили на территорию Египта, где нас уже ждали новые сопровождающие с автобусами.

Через десять минут собралась вся группа, не было только молодожёнов. Кто–то сказал, что видел их в Израильском магазине беспошлинной торговли. Прошло ещё минут десять и, наконец, пришли и они, неся по бутылке янтарной жидкости, и в дальнейшем после непродолжительного бульканья, они не доставляли нам хлопот.

Вся группа сидела на своих сиденьях, которые были заняты в порядке законной очерёдности.                                            

Наш сопровождающий араб пересчитал нас раза три, причём первые два раза он считал по занятым сиденьям, а третий раз со списком, но всё как-то не сходилось. В четвёртый раз мы считали себя сами, и, наконец, с пятой попытке, всё встало на свои места.

В два часа тридцать минут мы приехали в свой отель. У киевлян есть ещё пять часов до отъезда из отеля, - подумал я, ведь они уезжают в семь часов двадцать минут, а я хотел проводить их, но к моему глубокому сожалению я проспал их отъезд.

Через два или три дня после нашей поездки очередная группа туристов из нашего отеля вернулась из Иерусалима в пять часов тридцать минут.

Так как в момент написания этой статьи со мной рядом нет нашего мудрого гида, сопровождавшего нашу группу по Иерусалиму, то я не смогу объяснить Вам - пять часов тридцать минут - это ещё ночь или это уже утро.

Выводы.

Надо Вам ехать в Иерусалим или нет - решать Вам. Как ехать в Иерусалим: из Шарм аль Шейха на автобусе или лететь из Москвы на самолёте - решать тоже Вам.                                                                                                                              Данная статья написана для того, чтобы Вы понимали те проблемы, с которыми Вы столкнётесь в ходе путешествия из Шарм аль Шейха в Иерусалим на автобусе, то есть, чтобы Вы не тратили свои нервные клетки понапрасну.

Вы должны понимать, что в поездке, которая продолжается больше суток, может быть всякое, например, сломается автобус, что приведёт к задержке Вашего времени возвращения в отель, на несколько часов. По собственному опыту я могу Вам посоветовать, чтобы время Вашего отъезда из отеля и время возвращения из экскурсии должны отличаться друг от друга на двенадцать часов, а ещё лучше на сутки.

То есть, лучше всего не планировать никакие экскурсии на предпоследний или последний день Вашего пребывания в отеле. Учитывая, что время вылета из Шарм аль Шейха периодически переносится, то приключений в день вылета Вам будет вполне достаточно и без длительного путешествия днём ранее. Моим друзьям киевлянам просто повезло и не надо на отдыхе играть в орлянку, а потом во время путешествия периодически смотреть на часы и думать, о том, успеем мы приехать в отель к отъезду в аэропорт или нет.

По своему опыту я могу сказать, что после экскурсии, продолжительностью в сутки, Вы примерно сутки приходите в себя. А если после возвращения в отель, у Вас, как у киевлян, будет всего пять часов на то чтобы поужинать, принять душ, собрать вещи и выспаться, то это значит, что приходить в себя Вы будете уже в Вашем родном городе.

И последнее, между евреями и арабами существуют противоречия, которые глубже, чем Марианская впадина и выше, чем Эверест, но есть у них общее – это туристы из России, которые являются для них « манной небесной», поэтому будьте, пожалуйста, очень аккуратны при посещении Иерусалима.

Удачной поездки.

Олег Дедов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить